Мысли вслух на Иов 42:10-17

В эпилоге автор книги еще раз подчеркивает, что доверие и открытость Иова несравненно угоднее Богу, чем немощные попытки его друзей оправдать Бога. Бог не нуждается в добровольцах, преграждающих другим доступ к Лицу Его. Поэтому в эпилоге говорится о том, что друзья говорили о Боге не так верно, как Иов. Обратим внимание на это, ведь суть речей друзей Иова заключалась в том, что Бог насылает страдания, чтобы наказать и воспитать человека. Именно эту точку зрения, оправдывающую сам факт существования страдания и смерти, находящую им некоторое место в мироздании, отвергает Господь. Смерти не должно быть места в мире, и именно она – «последний враг» (1 Кор. 15:26), против которого ополчается Бог.
Богословская позиция автора книги Иова была бы неполной, если бы он не включил в эпилог последний раздел, в котором Иов обретает вдвое против того, что он утратил. Конечно, это изображается весьма символически; нельзя обрести здоровья вдвое больше прежнего здоровья; тем более нельзя возместить утрату близких. Однако автор не предлагает решения проблем, о которых Сам Бог говорит пророкам вещи, которые они с трудом могут вместить. Автор лишь изображает возмещение того, что можно возместить. В первую очередь этим говорится о том, что земное и тварное благополучие – непостоянно и зыбко; в этом автор книги солидарен с Экклезиастом. Но, кроме того, дети и друзья, имущество и здоровье – все это символы жизни, которая основывается только на доверии к Богу и устремленности к Нему.