Мысли вслух на Иов 35:1-16

Плача о своей участи, Иов говорил, что на его долю выпало то, что суждено нечестивым и беззаконным, хотя Иов ходил по путям правды Божьей. В чем же разница, что дало Иову его воздержание от греха? В устах Иова этот вопрос был обоснованным, он был оправдан самим сюжетом книги. Но Елиуя постановка такого вопроса возмущает. Так нельзя, говорит он, потому, что так нельзя.
Елиуй утверждает, что праведность человека ничего не приносит Богу, и нечестие человека не причиняет Ему ущерба. Однако дерзкие слова Бог слышит и суд Его неотвратим. По мнению Елиуя, Иов безнаказанно говорил все это лишь потому, что гнев Божий еще не достиг его. Спрашивается, что же тогда страшное, нечеловеческое страдание Иова, если «гнев Его не посетил его и он не познал его во всей строгости»? Такое впечатление, что слова Иова Елиуй слушал только для того, чтобы найти причину осудить Иова. Реального же страдания Иова Елиуй просто не замечает.
Мнение Елиуя можно было бы признать справедливым, если бы не Крест Господень. Крест, на котором Сын Божий разделяет подлинное страдание каждого человека. Крест, на котором Сын Божий страдает от того, что люди отвергают Бога. Крест, на котором Бог являет людям, что наш разрыв с Ним и наша смерть Ему не безразличны. Крест, на котором Бог открывает путь жизни для Иова.
Богословие Елиуя уводит в сторону от Нового завета; быть может, автор книги Иова столь подробно излагает его речи именно для того, чтобы читателю, знакомому с пророческой традицией, это было вполне очевидно.