Мысли вслух. Трехлетний круг чтения Библии.

Мысли вслух на Иов 20:1-29

Речь Софара, отвечающего Иову на упрек в отсутствии сострадания, построена так, что придраться к ней почти невозможно. Однако смысл его слов скользит по поверхности жизни; мудрость Софара очень упрощенна. Веселье беззаконных кратковременно, и все блага его развеются, как дым. Зло, которое творит беззаконный, обратится в конце концов против него самого. Вот, собственно, и все, что говорит Софар – за вычетом поэзии. Речь его построена из назидательных поговорок, нагромождение которых не становится доказательством. Есть ли в речи Софара какой-то более глубокий смысл, чем «богатые тоже плачут»?

В сущности, Софар, как и два других друга Иова, говорит не о том, что есть в жизни, а о том, как должно было бы быть с его точки зрения. На самом деле, погибель, смерть и разорение ожидают на земле все дела человеческие, как напишет чуть позже Экклезиаст. Может быть, главное в позиции, которую автор книги выражает устами друзей Иова, говорящих о погибели нечестивых, сосредоточено в другом: нечестивые, говорят они, должны страдать за свое нечестие и зло должно становиться горечью в устах их. Но для друзей Иова из этого следует и обратное: праведники должны благоденствовать. Софару хочется, чтобы мир был устроен так, как он говорит. В таком мире можно быть довольным собой и не страшиться мимолетности своих дней, если исполнять ограниченный набор не слишком сложных требований.

Мироустройство, о котором говорят Софар и его товарищи, по природе своей сходно с любым более или менее сформировавшимся уголовным законодательством. Плохие в нем наказываются, а хорошие поощряются. Тень Чарльза Дарвина маячит за спиной друзей Иова: они описывают мир, где люди должны становиться хорошими путем естественного отбора. Быть может, это не такая плохая идея…Но возможно ли применять теорию естественного отбора в нравственной области? Пророк Иеремия с горечью говорил об этом: «Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс - пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» (Иер 13:23) Здесь мы сталкиваемся с главной духовной проблемой и главным откровением Ветхого завета. Человек не может сам по себе преодолеть рабство греху, и никакой естественный отбор ему в этом не поможет. И ответом на это бессилие человека стало в проповеди пророков откровение о Спасителе, Новом завете и излиянии Духа Божьего.

В дарвиновском мироустройстве, которое так упорно пропагандируют друзья Иова, нет места для Живого Бога. Они часто повторяют, что это Он карает нечестивых и беззаконных; на самом деле это делает описываемый ими миропорядок, мировой закон. Конечно, эта позиция распространилась и разрослась именно в Израиле эпохи Второго Храма. Но она весьма глубоко коренится в общечеловеческой религиозной психологии, и люди часто воспроизводят ее в ином религиозном и историческом контексте. Вот только соотвествует ли эта позиция замыслу Всемогущего?