Мысли вслух на Иов 16:1-17:16

Между Иовом и его друзьями существует одно принципиальное различие: Иов пытается говорить к Богу, а его друзья – о Боге. На практике это приводит к тому, что говоримое Иовом имеет отношение к жизни, а говоримое его друзьями, при всей правильности – отвлеченные вещи. Понимая это, Иов называет речи своих друзей пустой болтовней. На их месте он и сам говорил бы что-нибудь в этом же роде; иными словами, для Иова речи его друзей определяются тем, что страдают не они, а Иов. Утешители из его друзей, в самом деле, никудышные; впрочем, нельзя с уверенностью сказать, что они ставят перед собой такую задачу.
Важно, что для самого Иова его слова не являются терапевтическим средством: его страдание не исчезает от слов. Он взывает к Богу не для того, чтобы избавиться от мук, а чтобы найти в них путь жизни. Иов потрясен бедствием и, насколько можно судить, сознает свою беззащитность. Так можно понять слова 16:8, малопонятные в Синодальном переводе. Древние и современные переводы этого стиха позволяют понять его следующим образом. Бог налагает на Иова Свою руку, и Он же становится свидетелем против него и его Судией. В этом невозможном с человеческой точки зрения судопроизводстве неправота Иова предрешена, ибо некому заступиться за него. Иов надеялся на то, что его друзья будут свидетельствовать в его пользу – попросту говоря, помолятся Богу вместе с ним и о нем; но этого нет. Только сам Иов говорит о том, что не знает за собой вины.
В этом трагическом положении вера Иова подсказывает ему невозможный с точки зрения его друзей выход: он призывает Самого Бога стать его заступником, Свидетелем в пользу Иова. Если Бог – все для человека, если Он судит и Он же свидетельствует о грехах человеческих и Он же ополчается на нечестивого, то пусть Он Сам и заступится за поверженного! Иов снова повторяет свое сетование на то, что с Богом невозможно состязаться, потому что нет никого более высокого, кто мог бы рассудить между Богом и человеком. «Заступись, поручись Сам за меня пред Собою», - взывает Иов, потому что больше некому поручиться за Иова: друзьям его не хватает милосердия. В 17-й главе Иов скорбит о том, что немного осталось дней его, и он сойдет в могилу. По его представлениям тогда уже будет поздно судиться, уже ничего нельзя будет изменить. Поэтому он просит Бога именно сейчас, пока Иов еще жив, стать Заступником. В отличие от его друзей, Иов здесь в точности следует Откровению, данному Богом через библейских пророков.