Мысли вслух. Православный круг чтения.

Мысли вслух на Мф 12:9-13

Ответ Иисуса с укором смотревшим на Него людям на первый взгляд кажется не вполне логичным. С точки зрения окружающих Иисуса людей, то, что Он собирался сделать и действительно сделал, было нарушением шаббата. А Он напоминает им о том, что даже домашнее животное, которому грозит смерть, в день шаббата спасают, и нарушением субботнего покоя такие действия не являются. Рассуждая по-человечески, с точки зрения нашего, непреображённого мира, исцеление человека, главной проблемой которого является сухая рука, представляет собой нечто принципиально иное. Если бы жизни этого человека угрожала опасность, если бы медицинское вмешательство, выражаясь современным языком, требовалось по жизненным показаниям, Иисусу никто не сказал бы ни слова. И даже если бы речь шла об угрозе жизни домашнего животного, которому бы требовалась помощь, никто не стал бы упрекать Его. Дело в данном случае было именно в том, что никакой угрозы жизни не было: человек с иссохшей рукой, с которой он прожил уже не один год, очевидно, спокойно прожил бы таким же образом ещё один день. А уж потом, после окончания шаббата, он получил бы ожидаемую им помощь, не нарушая субботнего покоя. Так к чему же было спешить? Но Иисус, как видно, смотрит на дело совершенно иначе. Он не хочет ждать. И не потому, что Он принципиальный противник тех норм и правил, какие были приняты в те времена относительно субботнего покоя. Он просто хочет донести до окружающих Его людей подлинный смысл шаббата. А смысл этот заключается в том, чтобы провести время шаббата с Богом. Если бы речь шла просто о медицинской помощи, окружающие Иисуса люди, возможно, были бы правы. Но ведь речь шла не о медицине, а о Царстве, не о лечении, а об исцелении. Это совершенно меняло дело: ведь, если шаббат и есть, собственно, время, которое нужно провести с Богом, то каждое явление Царства вместе с сопровождающими его исцелениями нужно только приветствовать. В сущности, Иисус предлагает тем, кто оказался рядом, провести шаббат с Собой в Своём Царстве. А они не понимают Его и не замечают Царства, видя лишь нарушение запретов, связанных с субботним покоем. Он предлагает им полноту жизни, отсюда и упоминание о том, что даже животное, жизни которого угрожает опасность, имеет право на помощь, пускай и в день шаббата. Ведь без этой полноты на смерть обречены все, и только Он, Иисус, может спасти их от смерти. Но когда Он делает это, приобщая, для начала, к Царству хотя бы одного, исцеляемого Им человека, Его обвиняют в нарушении шаббата. Духовный смысл шаббата отошёл на второй план, а религиозные формальности, напротив, выдвинулись на первый. И заслонили собой Царство, которого окружающие Иисуса люди даже не замечают.