Мысли вслух. Католический лекционарий.

Мысли вслух на Сир 48:1-14

Фигура Илии в евангельскую эпоху была окружена множеством преданий, часто полулегендарных. Многие из них были связаны с событиями, о которых упоминает в своей книге бен-Сира (так называли евреи Иисуса, сына Сераха, автора соответствующей книги). Речь идёт о событии, свидетелем которого, согласно раннепророческим преданиям, отражённым в 3 Книге Царств, стал ученик и последователь Илии Елисей. Его свидетельство загадочно: он видел, как его учитель исчез, направившись к сияющей небесной колеснице, образ которой появился в отдалении.

Колесница больше всего напоминала ту колесницу Яхве, которую видели в своих видениях и другие пророки. Отчётливее всего описал её Иезекииль. Такой уход Илии породил легенду о том, что пророк был живым вознесён на небо, к престолу Божию, и что он вновь вернётся на землю перед приходом Мессии, проповедуя Его скорое появление. Бен-Сира писал свою книгу в те времена, когда мессианские ожидания были очень интенсивными.

Неудивительно, что он обращается к этому преданию. Ещё интереснее то, что и Сам Спаситель указывает на Иоанна Крестителя, как на Илию, столь ожидаемого народом. Конечно, Он говорит аллегорически. По Его словам, Иоанн пришёл в «духе и силе Илии». Но если так, значит, в служении Илии было нечто такое, что связывало его с Иоанном Крестителем. Нечто мессианское не в историческом, а в духовном смысле слова. Бен-Сира указывает на совершённые пророком чудеса.

Чудеса как проявления Божьей силы, действующей в мире, конечно, были ярким свидетельством близости Бога к Своему пророку и близости Илии к Богу. Но дело не только в этом. Чудеса Спасителя были не просто проявлением той Божьей силы, которую Он в Себе несёт. Они были ещё и свидетельством того, что Царство Небесное приблизилось. Ведь чудеса Спасителя были не просто проявлением силы Божией, они были свидетельством того, что Царство действительно рядом, что его силы и его дыхание уже действуют в мире. До прихода Христа ничего подобного произойти не могло.

Царство всё же открывалось пророкам Израиля, видевшим и Престол славы, и колесницу Яхве. До прихода Христа наш мир от этого Царства отделяла преграда, иногда почти прозрачная (по крайней мере, для пророков), но при этом совершенно непреодолимая. Однако бывали люди, для которых Бог делал эту преграду почти незаметной. Одним из этих немногих людей и был Илия. Илия, ставший в евангельские времена символом мессианского Царства, готового войти в мир.