Мысли вслух. Католический лекционарий.

Мысли вслух на 2 Кор 5:6-10

От темы свидетельства Павел переходит к теме Царства, что и не удивительно: ведь именно о Царстве всегда свидетельствовал и он сам, и другие христиане. Апостол, разумеется, не мог не понимать, что нынешнее состояние человека может быть лишь временным и преходящим. Но это не просто рассуждения о неизбежной для всех смерти и о каком-то таинственном посмертии, об иной жизни, которая начнётся лишь тогда, когда завершится наш земной путь. Павлу очевидно: то, что обычно считается смертью, уходом в мир теней или, во всяком случае, в мир иной, для христианина является не смертью, а переходом к полноте жизни, которую можно обрести только в Царстве. Этим, собственно, и отличается путь христианина от пути человека, не знающего Христа и Царства, а значит, не знающего и той подлинной жизни, о которой говорит апостол.

Но Павел также понимает и то, что Царство начинается не на пороге смерти, а уже в нынешней, земной жизни, если только речь действительно идёт о христианстве. И потому он обращает особое внимание на качество жизни христианина. С одной стороны, нынешнее, ещё не преображённое тело ограничивает возможности человека, так что всякий, ищущий полноты жизни Царства, не может им в известной мере не тяготиться (ст. 6 – 8). Но, с другой стороны, наша нынешняя жизнь принадлежит Царству так же, как та будущая жизнь, которая у нас ещё впереди (ст. 9). Однако оценка нашему земному пути, который составляет один из важнейших этапов нашей жизни, сможет быть дана лишь тогда, когда путь этот завершится, а от неё, в свою очередь, будут зависеть все последующие этапы (ст. 10).

Речь здесь, конечно, идёт ещё не о том Суде, который в конце времён ждёт каждого, независимо от того, прошёл ли он свой земной путь христианином или нет. Речь идёт лишь об оценке именно одного конкретного этапа пути. Но для христианина оценка эта принципиально важна: ведь его земной путь, в отличие от земного пути обычного человека, был связан с Царством, став его частью, а потому и оценивается он по меркам и критериям Царства. И не для того, чтобы в чём-то упрекнуть идущего, а для того, чтобы открыть ему возможность двигаться дальше, к той полноте жизни, без которой пребывание в Царстве теряет всякий смысл.