Мысли вслух на Деян 10:15

К чему относятся слова Бога, обращённые к Петру? Одни интерпретируют их, как отмену всех норм и ограничений кашрута для христиан, другие (и контекст подтверждает такое понимание) — как право входящих в Церковь язычников оставаться теми, кто они есть, не принимая иудаизма с его сложной системой норм и правил ритуальной чистоты. Но что же именно означают слова о Боге, Который очистил прежде бывшее нечистым? Понятие чистоты и нечистоты ведь связано не с кашрутом и не с правилами ритуальной чистоты как таковыми, оно связано с фундаментальными особенностями тварного и притом падшего мира. Именно фундаментальные особенности мироздания в его наличном состоянии предполагают разделение всего творения на чистое и нечистое. При этом «нечистое» не означает плохое или ущербное, оно означает лишь не предназначенное Богом к освящению на данном этапе мировой истории. Нечистое имеет полное право на существование в мире Божьем, оно лишь не имеет права на приближение к алтарю. И качество каждой вещи в тварном мире определено вполне однозначно, исключение составляет лишь человек, который может перед Богом оказаться как чистым, так и нечистым. Возможно, до падения всё было иначе, едва ли человек был задуман Богом как существо, не подлежащее освящению, но грехопадение кардинально изменило ситуацию, так что теперь человек вполне мог оказаться в таком состоянии, которое какую бы то ни было возможность освящения исключает. Но с приходом Христа ситуация вновь изменилась кардинально: ведь вместе с Ним в мир вошло Царство, где всё освящено по определению. Применительно к Царству и к его обитателям вопрос о чистоте и нечистоте просто теряет свой смысл: ничего нечистого в Царстве быть не может. Это относится и к пище, и к людям. Второе, конечно, важнее: ведь тем самым путь в Царство открывается действительно каждому. Прежде вопрос о соблюдении ритуальной чистоты был вопросом принадлежности к народу Божию, ведь он ощущал себя народом-общиной, освящённой, а значит, и свободной от всего, что мешает освящению. Теперь всякого входящего в Царство очищало само соприкосновение с ним, а значит, и с тем дыханием Божиим, которым оно пронизано. Так с приходом в мир Христа и Царства разрешился вопрос о чистоте и освящённости, на протяжении веков разделявший евреев и язычников. Разрешился, открыв дорогу в Царство каждому, кто его ищет.