Мысли вслух на Быт 6:1-8

Вопрос о «сынах Божиих» и «дочерях человеческих» издавна занимал комментаторов, так же, как и вопрос об упомянутых в притче о Ное «исполинах». В «исполинах» многие не без оснований видели хорошо известных по древней ближневосточной мифологии титанов или гигантов, делая на этом основании вывод о том, что объяснение тайны «сынов Божиих» и «дочерей человеческих» также нужно искать в образах, восходящих к мифам. Но так ли это? Ведь автор Книги Бытия, судя по всему, что мы о нём знаем, вовсе не собирался ограничивать себя в том, что касается используемых им образов или сюжетов. Для своих притч он использовал и исторические реалии, и древние мифы, и им самим придуманные аллегории. По-видимому, и в данном случае он апеллирует не только к мифу, но и к истории, в частности, к истории повсеместно распространённого на Ближнем Востоке с древнейших времён культа Великой богини. Именно в контексте этого культа, в частности, в связи с практикой имевшей место в святилищах Великой богини ритуальной проституции, получают своё объяснение образы «сынов Божиих», которые «входили к дочерям человеческим». А для пророков этот культ был символом всего худшего, что было в языческом мире, наглядным примером разврата как физического, так и духовного, хуже которого, наверное, могла быть в их глазах лишь практика человеческих жертвоприношений. Неудивительно, что священнописатель использует смысловые коннотации, связанные с культом Великой богини, для того, чтобы изобразить перешедший все границы разврат допотопного человечества. Разврат, который не мог не закончиться катастрофой.