Мысли вслух на Ос 14:2-10

Для Бога, когда дело касается человека, на первом месте всегда были отношения. Притом отношения, существующие здесь и теперь. На этом, собственно, и основана сама возможность прощения Богом греха как отдельному человеку, так и целому народу. Конечно, если бы речь шла не об отношениях, а о том, что их сопровождает, всё было бы по-другому. Например, если бы Богу были важны последствия совершённых человеком грехов или сделанных им добрых дел, с прощением было бы куда сложнее.
Тогда Богу пришлось бы прежде всего подсчитать баланс добра и зла в жизни отдельного человека или целого народа (и нетрудно догадаться, каким бы он был в абсолютном большинстве случаев), а затем потребовать от виновного (или от виновных), чтобы он (сам или с помощниками) разобрался бы с последствиями сделанного. Нетрудно догадаться, что в таком случае заслужить прощение вряд ли смог бы хоть кто-нибудь. Но в том-то и дело, что Богу ничего такого не надо. С последствиями совершённых человеком грехов Он может разобраться и сам. Хотя это не так просто: понадобился приход Мессии, чтобы избавить нас от последствий того, что мы натворили в мире с момента грехопадения.
И всё же дело в конце концов не в последствиях, а в самом факте наличия отношений с Богом. Или их отсутствия. Просто потому, что отношения и есть духовность. Дух — не природа. Он самоопределяется через волю, интенции, сделанный выбор, принятые решения. И, соответственно, через отношения. По крайней мере, тогда, когда дело касается других духов, будь то Бог или сотворённые Им духовные существа. А вот последствия сделанного на духовном уровне выбора часто оказываются природными. Во всяком случае, когда дело касается человека.
Мы ведь существа духовно-природные. Одновременно и духи, и животные. Вот и получается, что духовный выбор в нашем случае может иметь не только духовные, но и природные последствия. А в природе он может дать начало целой цепи причин и следствий, которую прервать порой не так уж просто. И мы часто, говоря об отношениях — с Богом ли, или друг с другом — имеем в виду не отношения собственно, а их последствия.
Не дух, а природу. Но Богу важна именно духовная составляющая наших отношений и между собой, и с Ним Самим. Природа послушна Ему, и Он вполне в состоянии с ней разобраться. А вот мы, люди, как и все тварные духовные существа, свободны. Можем послушаться, а можем и нет. Потому и важно Богу наше «да» или «нет», потому и определяет наш ответ наши отношения с Богом и нашу духовную жизнь. Главное — отказ от своеволия. Остальное поправимо.