Мысли вслух на Иак 5:17

Вспоминая молитву Илии в связи с исповеданием грехов друг перед другом, Иаков указывает на тот простой, но многими забываемый факт, что Бог не только слышит человека, но и идёт ему навстречу — в том, разумеется, случае, когда две воли, Божья и человеческая, совпадают. Внешне это выглядит как чудо, на самом же деле речь тут надо вести о богочеловеческом сотворчестве, без которого немыслимы ни мир, ни человеческая жизнь.
Библия ведь не случайно не знает такого столь распространённого повсеместно в древности понятия, как рок, фатум, судьба: Божья воля и фатализм несовместимы, где есть одно, там нет места для другого. Казалось бы, есть внешняя по отношению к человеку реальность, которая зачастую ему частично или полностью неподвластна, однако на деле с реальностью не всё так просто. В самом деле: сегодня даже учёные всё больше склонятся к мысли, что любая существующая реальность может существовать лишь как реальность наблюдаемая.
Без наблюдателя она перестаёт существовать. Такой взгляд требует постулирования для существования вселенной абсолютного Наблюдателя — и тут перед нами ещё один вариант космологического доказательства бытия Божия. Важно, однако, то, что наблюдателем является также человек, создающий собственную реальность, которая реальна настолько, насколько духовно полноценным является бытие создающего её человека. Абсолютную реальность может создать лишь Бог, всякая иная окажется по определению относительной, но что будет, если две воли — Божья и человеческая — начнут создавать единую реальность?
В такой реальности всё, возможное Богу, будет открываться человеку и включать человека с его свободой постольку, поскольку такое включение для него возможно. Человек оказывается в мире чудес, в мире высшей реальности, которая создаётся Богом, но в создании которой участвует и его человеческая воля — посредством, например, всё той же молитвы. В рамках и в контексте такой реальности, называемой Царством Божьим, действует Христос, но там же призван действовать и каждый Его последователь, если только он христианин не только по названию.