Мысли вслух на Ис 65:1-25

Проповедь, предлагаемая нам сегодняшним чтением, как бы подводит итог всему, что говорит Исайя Вавилонский о Царстве. С одной стороны, перед нами снова встаёт образ нового, мессианского Иерусалима (ст. 17 – 25). Но здесь, помимо образа собственно города, появляется также образ нового неба и новой земли (ст. 17), дополняя картину преображённого, обновляемого Богом мира: теперь речь идёт уже не только об Иерусалиме и даже не только об Израиле, речь идёт обо всём мироздании, так, что и мессианское Царство становится реальностью вселенского масштаба. Об изменении законов природы Исайя Вавилонский говорит, используя тот же образ, что и его предшественник Исайя Иерусалимский: образ лежащих рядом волка и ягнёнка, который он дополняет образом льва, мирно жующего солому, и змеи, не помышляющей о том, чтобы принести вред человеку (ст. 25; Ис. 11 : 6 – 8). Но в это мессианское Царство войдут не все. Бог не случайно говорит устами Своего пророка, что Он «открылся тем, кто не просил Его», и что Его «нашли те, кто не искал» (ст. 1). В истории народа Божия нередко оказывалось, что Бог стучался в дома и сердца тех, кто отнюдь не торопился открывать (ст. 2 – 5). И если всё же народ избежал исторической гибели, то лишь ради тех, кто посреди всеобщего отступничества хранил верность Богу и завету (ст. 8 – 10). Именно они составляют тот остаток, из которого и вырастает теперь, после всех испытаний, новый народ. Остальные же предаются своей судьбе (ст. 11 – 15). На первый взгляд, Бог поступает в этом случае совершенно безжалостно. Но важно помнить, что естественная историческая жизнь еврейского народа закончилась после вавилонского разгрома. Иудея и её народ по всем историческим законам должны были разделить судьбу множества других небольших государств и народов, исчезнувших после вавилонского нашествия, растворившись в гигантском плавильном котле, которым стала для них Вавилонская империя. И если этого не произошло, то лишь потому, что остаток верных, не изменивших Богу отцов, сумел сохранить свою верность на протяжении десятилетий, проведённых вдали от родной земли и от родных алтарей. И Бог именно ради них вмешивается в события, сотворив чудо и подарив Своему остатку вторую историческую жизнь. И каждый принадлежавший к народу Божию во время той катастрофы стоял перед выбором: войти в остаток или вместе со своим народом исчезнуть, ассимилироваться, растворившись в гигантском по тем временам мегаполисе, каким был Вавилон. Для уходящих Бог не может сделать ничего: они сами избрали свою судьбу. Для Своего остатка Он делает всё возможное, дав им не только новую жизнь, но и Царство.