Мысли вслух. Католический лекционарий.

Мысли вслух на 1 Ин 1:1-4

Свидетельствуя о Христе, Иоанн вместе с тем свидетельствует и о Царстве. Иначе и не может быть: они неразделимы. Само явление Сына связано с тем, что невидимая, недосягаемая прежде Божья жизнь, жизнь небесного Отца становится видимой (ст. 2). Видимой через конкретного Человека и в конкретном Человеке, Которого можно пощупать руками и рассмотреть так же, как можем мы рассмотреть и пощупать всё, что есть в нашем мире (ст. 1). И через это стать частью Царства, приобщиться той жизни, которой живёт Отец и которую во всей полноте несёт в Себе Сын (ст. 3). Это и есть христианство. Иоанн не случайно говорит о полноте радости (ст. 4; Синодальный перевод называет её «совершенной радостью»). Речь идёт о той радости, которая связана с присутствием Божьим в жизни человека или общины. Об этой радости знали, конечно, и до прихода Христа.

Но вот полноты её в дохристианские времена не знал никто. И дело тут не в том, что она никогда и никем не переживалась в полноте, и даже не в том, что всякая радость вместе с жизнью тогда завершалась шеолом, миром теней, царством мёртвых, которое уравнивало всех. Дело в том, что дыхание Божье, дыхание Царства не могло вместиться в полноте ни в одном человеческом сердце — и потому не могло раскрыться миру изнутри, так, чтобы быть доступным каждому ищущему.

Извне это дыхание долетало, и в мире во все времена были люди, которые его ощущали. Но полностью преобразить наш мир, вернуть его в то состояние, в котором он мог бы снова стать частью Царства, как было до падения, можно только изнутри. И Спаситель, придя в мир, приносит в него Царство. Во всей полноте, теперь доступной каждому ищущему и готовому довериться Ему.

Но приобщиться жизни Царства означает не только прикоснуться к ней внешним образом. Это означает также впустить её внутрь. Сделать так, чтобы наше сердце стало той дверью, через которое дыхание Царства входит в мир. Падшему человеку это не по силам. Но можно отрыть своё сердце Христу, впустить Его в свою жизнь, и тогда Он сделает наше сердце той дверью, через которое дыхание Царства ворвётся в мир так же, как когда-то оно ворвалось в него через открытые окна Сионской горницы. Тогда наша жизнь и станет до конца христианской — мы будем жить Царством и в Царстве.