Мысли вслух на Иез 39:1-29

Сегодняшний отрывок, на первый взгляд, вновь отражает смешение двух различных перспектив: перспективы собственно исторической, связанной с эпохой Кира Великого и концом Вавилонского плена, и перспективы мессианской, уже выходящей за пределы истории. В описанных здесь событиях нетрудно увидеть зарницы грядущих великих сражений Кира и его армии, победы которой не только прославили своего полководца, но и сделали его империю самым могущественным в своё время государством Ближнего Востока. Но нетрудно заметить здесь и отголоски событий совсем иных времён, связанных с военными походами в Иудею армий другой великой империи, империи ассирийцев. Именно тогда, во времена царя Езекии и пророка Исайи Иерусалимского, у стен Иерусалима нашли свою смерть солдаты экспедиционного корпуса ассирийской армии, посланного Синахерибом на завоевание Египта и по пути задержавшегося в Иудее с тем, чтобы захватить Иерусалим, правителя которого ассирийцы уже давно подозревали в нелояльности и в тайных сношениях с Египтом — главным на тот момент военным и политическим противником Ассирийской империи. Те события стали не только для современников, но и для многих последующих поколений примером того, как Бог Израиля вмешивается в события на стороне Своего народа. Неудивительно, что и для Иезекииля они стали прообразом той последней великой войны, которая накануне Судного дня станет испытанием для всех народов земли. Для всех, кроме народа Божия. Ведь он уже прошёл своё испытание, остаток уже сформировался, и Бог уже вернул его на землю отцов. Для него Суд уже позади, а обещанное пророками Царство уже стало для него реальностью. И война, охватившая человечество и ставшая для него испытанием и Судом, останавливается на земле Иудеи, у стен священного города. Останавливается так же, как когда-то, почти два столетия назад, остановилась у стен этого города другая война, которую остановил Сам Бог. Карающий меч суда Божия останавливается у границ земли, принадлежащей Его народу. И человечество спасается от гибели в день Суда, спасается благодаря тому самому народу, о котором все его соседи думали, что история его окончена и судьба его предрешена. Так человеческий суд отступает перед судом Божиим. И лишь благодаря такому отступлению у человечества появляется шанс на спасение.