Мысли вслух. Католический лекционарий.

Мысли вслух на Мал 3:1-4

Говоря о вестнике союза («ангеле завета»), Малахия связывает именно с ним обновление народа перед приходом Мессии. Его слова перекликаются со словами другого пророка, которому придётся встретить Мессию и засвидетельствовать Его приход. Это пророчество несколько меняло устоявшиеся на тот момент представления о Мессии и о мессианском Царстве. Традиционные мессианские представления основывались на пророчествах пророков допленной эпохи. Плен рассматривался как наказание за грехи, совершённые в допленную эпоху, и прежде всего за грех отступничества.

Обратившись к Богу и сохраняя Ему безусловную верность, пленная община надеялась на то, что Бог, очистив народ от греха, даст ему возможность вернуться на землю отцов и начать там новую жизнь с чистого листа. И казалось, что обещанное ещё Иеремией возвращение состоялось: времена плена прошли, народ жил на своей земле, и, хотя о независимости пришлось забыть, жизнь в Иудее текла по законам Торы, а жертвоприношения во вновь построенном Храме совершались регулярно.

Вот только Мессия всё не приходил. На таком фоне и появилось пророчество Малахии о новом очищении, которое ждёт народ. О пророчествах Малахии вспомнили спустя больше двух столетий, когда на Синагогу начались гонения, организованные сирийским царём Антиохом Эпифаном. Многим тогда казалось, что эти гонения и были тем очищением, о котором говорил пророк. Но вот появляется Иоанн Креститель — и повторяет слова Малахии. Стало быть, не в гонениях дело, не они очищают народ, хотя во время гонений выявляются и верные, и отступники.

Есть ещё что-то, и это «что-то» — не человеческих рук и сил дело. Человеческая природа должна перемениться, полностью и необратимо. Можно с Божьей помощью человеческими силами ограничить грех, можно очиститься от последствий конкретного совершённого человеком греха. Но нельзя избавиться от своей греховности, которая снова и снова так или иначе проявляет себя, несмотря на все усилия стремящегося идти путём праведности.

А в Царстве греху места нет. И для того, чтобы туда войти, человеческая природа должна измениться. Переплавиться, как металл в огне. И очиститься от всего себе чуждого, как этот металл. Ведь изначально человек был сотворён чуждым греху. Грех вошёл в человеческую природу, въелся в неё так, что отчистить его невозможно. Но можно заново создать человека, обновить его, и тогда при таком обновлении примесь исчезнет. И человек окажется чистым. Чистым и готовым сделать шаг в Царство.