Мысли вслух. Трехлетний круг чтения Библии.

Мысли вслух на Ис 57:1-21

Господь говорит Второисайе слово об участи праведных в мире, исполненном зла и лжи; речь об этом заходит в контексте обетования об обращении к Богу не только израильтян, но и иноплеменников. Логика слов Господних такова: в 56-й главе Он призывает к обращению все народы, и завершается эта глава исключительно важным словом о том, что Бог призывает народы к Себе, а не к Израилю. Вожди Израиля слепы и множество беззаконий в сердцах и делах их. Не к образу жизни или религии определенных людей призывает нас Господь, но только к Себе, потому что никто из нас не может быть достойным свидетелем Его святости. Эта мысль не теряет своей актуальности и для Церкви Нового завета. И далее, в читаемой сегодня 57-й главе, Господь говорит об участи праведника.

Слова эти разительно отличаются от всего, что мы читаем об этом в Ветхом завете, да и от стереотипных представлений большинства людей. Господь говорит, что участь праведника печальна, потому что в падшем мире праведность неизбежно влечет за собой страдание. Мы же, напротив, как и большинство ветхозаветных иудеев, думаем, что все должно быть наоборот: праведник должен благоденствовать, а нечестивый — погибать. Праведнику, конечно, следовало бы благоденствовать, а нечестия вообще не должно было быть, если бы не грехопадение людей, исказившее изначальный замысел Творца. И потому для праведника лишь смерть приносит долгожданный мир, обретаемый уже в Боге, и смерть становится избавлением от злобы, царящей в этом мире. Здесь слово Второисайи созвучно тому, что говорит апостол Павел в начале послания к Филиппийцам: «для меня жизнь — Христос и смерть — приобретение».

Продолжая, Господь говорит о том, что идолопоклонство, тем не менее, не приносит блага никому и никогда, потому что путь идолопоклонника состоит в служении лжи. В сущности, тем самым Господь уравнивает Израиль и все остальные народы, одинаково призывая всех обратиться к Нему. Это совершенно новозаветная мысль: именно ее иными словами выражает Иоанн Креститель, призывая иудеев омыться (креститься в нашем переводе), как омываются приходящие к вере язычники. Для всех только покаяние и надежда на Бога оказываются путем к жизни, к «наследованию земли», как выражается здесь пророк. Более чем вероятно, что, говоря о кротких, наследующих землю, именно это место цитирует в Нагорной проповеди Господь Иисус Христос.

В заключительной части главы Господь говорит о том, что никто не может противостоять Его правде. Не с гневом и обличением, как говорили бы об этом мы, но с болью и состраданием говорит Господь. «Для чего вам умирать?», — восклицал от имени Всевышнего за несколько десятилетий до этого пророк Иезекииль. И через Второисайю Господь призывает всех людей прийти к Нему, удалив всякое препятствие на пути к Искупителю. «Тяжба», противостояние Бога и стремящихся к греху и смерти людей, будет не вечной, говорит Господь, потому что никто из нас не сможет выжить в ней. И в последних стихах Господь вновь, как и через других пророков, обещает даровать прощение и спасение кающимся.

Именно здесь, в этих последних стихах, находим мы удивительные слова, истинную жемчужину пророческого откровения. Призывая всех к обращению, Господь говорит о том, что в обращении и спасении, в исцелении нас от греха и смерти состоит Его воля и цель. Господь говорит: «Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом». Не только в небесах, не только во святилище, но рядом с смиренными духом пребывает Всемогущий. Вот откуда начинает открываться нам то, что выражают великие слова Христа «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное, блаженны плачущие, ибо они утешатся». Потому Второисайю и называют ветхозаветным евангелистом, что ему было открыто многое, что прозвучит из уст Христа и совершится в Его земной жизни. Но слово Господне не ограничивается этим. Продолжая, Господь говорит: «Я живу... чтобы оживлять дух смиренных и сердца сокрушенных». Для того Он живет, чтобы оживлять нас, смиренных и сокрушенных! В этом даре милосердия Сам Господь полагает смысл Своей жизни, непостижимой и невыразимой словами. Вечная тайна Божественной Жизни открывается здесь как дар Бога тем, кто приходит к Нему.