Мысли вслух. Православный круг чтения.

Мысли вслух на Лк 5:12-16

В эпизоде с исцелением прокажённого замечательнее всего диалог между Иисусом и исцелённым Им человеком. «Если хочешь, можешь меня очистить». — «Хочу, очистись». Как это понимать? Разве не исцеляемый приходит к Спасителю, ища у Него исцеления? С одной стороны, всё действительно так и есть.

Но прокажённый, как видно, оценивает своё состояние не только с точки зрения физического здоровья, но и с точки зрения своего духовного состояния, с точки зрения Торы, которая проказу определяет не только как болезнь, но и как состояние нечистоты. И, как видно, главное, что тревожит обратившегося к Иисусу человека, — как раз его нечистота. Конечно, нечистота, помимо прочего, препятствовала полноценной духовной и религиозной жизни: прокажённый, во всё время своей болезни остававшийся нечистым, не мог участвовать в жертвоприношении, не мог подойти к алтарю, а значит, не мог и освятиться. Но, вероятно, обратившийся к Иисусу человек осознал свою нечистоту не только в религиозном, но и в духовном аспекте.

Быть может, он через опыт собственной болезни понял то, что пытался донести до слушавших его людей Иоанн Креститель: к тому, чтобы войти в Царство, не готов никто, всем нужно обращение, очищение от своих грехов и новое освящение, освящение такой мерой, которая прежде была недостижима. И теперь этот осквернённый проказой человек понимал: избавиться от своей болезни и войти в Царство он сможет лишь в том случае, если ему откроет дверь таинственный Незнакомец, о Котором некоторые думают, что Он и есть обещанный Богом Мессия.

Если оно так, то нужно спросить Его: хочет ли он открыть дверь прокажённому? Хочет ли его очистить? И прокажённый, обращаясь к Иисусу, задаёт Ему главный вопрос: нужен ли я Тебе в Твоём Царстве? Хочешь ли Ты меня очистить? Неудивительно, что на вопрос, поставленный так, Иисус отвечает «да». Ведь Он пришёл для того, чтобы в Царство мог войти каждый, этого Царства ищущий. И другого ответа в такой ситуации быть просто не могло.