Мысли вслух. Трехлетний круг чтения Библии.

Мысли вслух на Ис 54:1-17

Сегодняшнее чтение вновь возвращает нас к теме нового Израиля. Здесь пророк использует появившийся впервые у Осии образ оставленной мужем за неверность жены, которую после раскаяния муж принимает обратно (ст. 1 – 7; Ос. 2 : 1 – 23). Этот образ оказывается ключом к пониманию сегодняшнего отрывка: он объясняет саму возможность того, что произошло с народом. Речь идёт о неизменности союза-завета, которому Бог остаётся верен даже тогда, когда на верность народа рассчитывать никак не приходится (ст. 9 – 10). Казалось бы, такой подход весьма далёк от каких бы то ни было представлений о справедливости. Можно было бы в этом случае говорить о любви, которая прощает всё, но такая слепая и всепрощающая любовь свойственна скорее падшему человеку, чем Богу: Его любовь всегда требовательна, она не мирится с несовершенством любимого, которого Бог всегда старается сделать как можно более совершенным. Дело, по-видимому, в другом. Характеризуя отношения между Богом и человеком, библейские авторы чаще всего прибегают к такому понятию, как верность (в русском Синодальном переводе соответствующее еврейское слово переводится обычно как «вера»). А мера верности, как нетрудно догадаться, определяется мерой духовной глубины и цельности того, кто хранит верность. И потому человеческая верность оказывается по определению ограниченной и конечной, а верность Божия — абсолютной. И такая абсолютная верность не может исчезнуть даже тогда, когда другая сторона о верности забывает. Перестать хранить верность Своему народу для Бога означало бы изменить Себе, а этого, естественно, случиться не может, ведь Бог не человек. И тогда Богу приходится долго и упорно работать со Своим народом, напоминая ему о заключённом союзе-завете, о взятых на себя и забытых впоследствии обязательствах, о том, что само существование народа зависит от его отношений с Богом. И прикладывать совершенно невероятные усилия для того, чтобы снова сделать Свой народ поистине Своим, снова и снова очищать его и освящать, и вести за Собой, пытаясь научить наконец ходить более-менее самостоятельно. Для такой педагогики нужны бесконечные силы и бесконечное терпение, но у Бога есть и то, и другое. Будь всё иначе, пожелай Бог отказаться от раз заключённого завета - и судьба Его народа была бы совершенно иной. Но, к счастью для всех нас, Бог любви не может действовать иначе.