Мысли вслух. Библия для начинающих.

Мысли вслух на Ис 64:1-12

Сегодняшнее чтение возвращает нас к одной из центральных тем и Ветхого, и Нового Завета — к теме праведности. Для понимания смысла предложенной нам сегодня главы важно помнить, что традиционное понятие о праведности в еврейской общине и в допленные, и отчасти в послепленные времена формировалось в контексте традиционных же религиозных представлений. А всякая религия предполагает, что праведность принципиально достижима при условии соблюдения определённых религиозных норм. Иначе говоря, праведность достигается человеком с помощью Бога, но собственными, человеческими усилиями. А Бог поощряет праведника за его усилия, облегчая и упрощая ему внешние обстоятельства жизни с тем, чтобы праведник мог больше времени и внимания уделять своей религиозной жизни: ведь чем больше времени останется у него на исполнение своих религиозных обязанностей, тем больше добрых дел успеет он сделать для Бога, достигнув ещё большей степени праведности. Пророк же говорит о другом. Он прекрасно понимает, что праведность человека без поддержки Божией ничего не стоит: достаточно Богу отвернуться, «скрыть лицо», и вся праведность человека рассеивается, как дым (ст. 6 – 7). Еврейский текст ст. 7 предполагает именно такой смысл: на месте русского «поэтому» в еврейском тексте стоит «потому, что». Такое понимание праведности шло вразрез с устоявшимися представлениями. Оно делало человеческую праведность всего лишь тенью праведности Божией. Но, с другой стороны, именно при таком понимании праведности становилось понятной судьба народа Божия. Бог хотел, чтобы Его народ в Его руках был подобен глине в руках гончара (ст. 8). Однако добиться такого полного послушания народа было далеко не просто, нужно было пройти через историческую катастрофу, чтобы не только понять на словах, но и на деле почувствовать абсолютную зависимость от Бога. И лишь теперь, когда урок был преподан и усвоен, можно было просить Бога о вмешательстве (ст. 9 – 12): ведь народ действительно стал другим, и просьба о помощи предполагала помощь этому другому, новому народу. Народу, который готов был сделать следующий шаг по пути к Царству.