Мысли вслух. Католический лекционарий.

Мысли вслух на Лк 7:31-35

Давайте посмотрим на три разных перевода слов, которые говорит нам сегодня Господь. «И оправдана Премудрость всеми чадами ее» (синодальный). «И оправданием премудрости были все дети ее» (перевод еп. Кассиана). «Но правоту Мудрости Божьей признали все ее дети» («Радостная Весть»). На самом деле все три имеют разный смысл, что легко уловить в отношении третьего перевода и довольно трудно в случае первых двух, которые кажутся очень близкими. Так как, наверное, не все из нас филологи, не все знают греческий язык, нам ничего не остается, если мы хотим проникнуть в суть произносимого, как думать над всеми тремя (а может, кто-то знает еще какие-то существенно отличные переводы). Первый перевод, очень близкий по смыслу всем известным нам английским вариантам, означает очень важную вещь. Мы, чада Премудрости, приходим в этот мир, чтобы своими делами доказать, что Премудрость Божия – это истинная сущность, что это не миф, нами созданный, что это нечто Живое, что соучаствует в нашем труде. Но перед кем ее нужно оправдывать? Конечно, не перед Богом. Значит, перед миром. Но для чего? Ведь Господь не нуждается в оправдании перед миром. Почему же в этом нуждается Премудрость? Наверное, в какой-то мере ответ может быть найден в 8 главе книги Притч. Говоря о сотворении мира, Премудрость говорит о себе: «тогда я была при Нем художницею» (Прит 8:30). Она тот «агент» (от лат. agentis — действующий), если можно так сказать, что ответственен в каком-то смысле за мир. Вот и ответ, почему она предстает на суд мира. Перевод епископа Кассиана несколько снимает активное начало с детей и переносит на Премудрость. Вот таких она детей создала, и сами по себе они уже являются оправданием Премудрости. И наконец, совсем иной перевод «Радостной Вести» тоже безусловно имеет свою правду. Ибо почему мы дети Премудрости? Лишь потому, что признаем ее правоту без всяких оправданий или доказательств (именно этот оттенок имеет слово vindicate одного из английских переводов, стоящее не месте русского «оправдание»). Мы просто принимаем правоту Премудрости и нам иного не нужно.