Мысли вслух на Мк 6:30-45

Сколько нужно пищи человеку, чтобы насытиться? Однозначно на этот вопрос ответить сложно. Всё зависит от человека — от возраста, пола, роста, физического состояния. И от духовного состояния тоже — человек ведь, с одной стороны, дух, а с другой — животное, и духовное его состояние влияет на физическое, равно как и наоборот. Что же такое это духовное состояние? Чем оно определяется? Принято думать, что духовное состояние человека определяется его собственными внутренними усилиями, но это верно лишь отчасти.
На самом деле духовное состояние человека определяется динамикой его отношений с Богом, где собственно человеческие усилия, безусловно, важны, но ещё важнее действие Божье, Его воздействие на человека и на человеческую жизнь. Духовное состояние человека определяется в процессе его непрерывного диалога с Богом, оно зависит от того, насколько этот диалог глубок и осознан.
Причём то же самое можно сказать не только о духовном состоянии человека, но и о той реальности, в которой он живёт. Сегодня даже в науке одной из ключевых проблем является проблема наблюдателя, и учёные всё больше убеждаются в том, что всякая реальность реальна лишь постольку, поскольку она наблюдаема. Вселенная может существовать лишь постольку, поскольку у неё есть Наблюдатель, её сотворивший — таков ещё один аспект т.н. космологического доказательства бытия Божия.
Однако ведь и человек тоже является наблюдателем, и как таковой он тоже создаёт свою реальность. Она, разумеется, реальна настолько, насколько реален сам человек, а человек реален настолько, насколько его существование определяет Бог. Здесь и заключена тайна Царства как богочеловеческой реальности, которая нам открывается изначально в Личности Богочеловека. Здесь же и тайна всех евангельских чудес: все они чудеса богочеловеческие, не только в том смысле, что их творит Богочеловек, но и в смысле участия в этих чудесах обычных людей, включающихся в богочеловеческую реальность, входящих в её пространство.
В пространстве же богочеловеческой реальности пища творится не только Богом, как в нашем падшем мире, который и падшим является потому, что падший человек его не столько созидает вместе с Богом, сколько разрушает отдельно от Него, но и человеком, которому пища предназначена. Духовное состояние человека и физическое состояние пищи в богочеловеческом пространстве Царства идеально соответствуют друг другу — и тогда любое число людей может насытиться любым количеством пищи, как и описывает евангелист.