Мысли вслух на Мф 23:1-12

Двадцать третья глава Евангелия от Матфея — тяжелый текст. Для человека, пытающегося честно относиться к себе, он даже обидный потому, что он обличает нас в фарисействе, в нежелании, чтобы каждый человек был свободным служителем лично Самого Христа. В фарисействе всегда есть некоторый привкус тоталитаризма, и наоборот, в тоталитаризме — фарисейства. Именно духовный тоталитаризм побуждает нас предписывать друг другу, что и как им надо делать, чтобы спастись. Именно духовный тоталитаризм побуждает нас перекладывать ответственность за свою душу на других, чтобы можно было сказать на страшном суде: а мне так велел кто-то другой. И, конечно, фарисейство очень инфантильно: оно ищет опоры для веры не в опыте общения с Незримым, а в единообразии религиозной жизни.
Но не в этом заключается то главное, что евангелист хотел донести до нас в этой части книги. После уничтожающих слов о фарисейской духовности Господь открывает нам иной путь, без которого и обличение не имело бы своего значения. «Больший из вас да будет вам слуга», или, как сформулирована та же мысль в другом Евангелии, «кто хочет быть большим, да будет всем слугой». Потому что так поступает Сам Господь. Потому что Его величие в том, что Он отдает нам в дар Самого Себя. Потому что Он, по слову апостола Павла, «уничижил Себя Самого, приняв образ раба». И служение другим становится для нас путем следования за Господом Иисусом, причем этот путь прямо противоположен фарисейству во всем том, о чем говорит Господь в начале отрывка.