Мысли вслух. Библия для начинающих.

Мысли вслух на Иер 33:1-26

Сегодняшнее чтение вновь возвращает нас к мессианской теме: здесь мы видим прямое упоминание о Мессии, названном «Отраслью» (ст. 15). А вместе с тем оно заставляет нас снова задуматься о провиденциальном смысле истории. И, в частности, о том, как действует Бог, взращивая мессианский остаток. То, что речь идёт об очищении (ст. 8), неудивительно: плен и должен был стать временем очищения. Удивительно другое: Бог устами пророка неоднократно подчёркивает, что, прежде чем Иудея будет снова заселена, она обратится в заброшенную и всеми покинутую пустыню (ст. 10, 12).

Исторически всё было не совсем так: хотя Иерусалим действительно был разрушен и как город прекратил своё существование на несколько десятилетий, Иудея в целом в пустыню не превращалась никогда. Можно было бы, конечно, считать слова пророка поэтическим преувеличением. Но думается, что дело не только в метафорах. Дело ещё и в тех духовных процессах, которые превратили послепленное еврейство в самый настоящий народ-общину, до такой степени, что всякий, присоединившийся к Синагоге, считался евреем, кем бы он ни был по крови. Чтобы добиться такого результата, нужна была полная духовная переплавка, совершенно невозможная в пору благополучия или, тем более, процветания. Как это ни прискорбно, приходится признать, что для падшего человека процветание порой представляет большую духовную опасность, чем самые тяжкие бедствия. То же нередко относится и к целым народам, включая народ Божий.

Мессианский остаток — это, прежде всего, новое духовное качество народа, притом такое, к которому плавного перехода от прежнего, допленного состояния быть не могло. Мало было просто очиститься от конкретных исторических грехов - нужно было именно пройти через национальную катастрофу, потерять всё, пережить на собственном историческом опыте, что значит полный крах - не только национальный, но и религиозный, и даже духовный - чтобы, выстояв, стать тем народом-общиной, в котором нашлось несколько десятков человек, принявших Мессию, когда Он пришёл. Такова цена богоизбранности. Цена, о которой нельзя забывать ни Церкви, ни Синагоге.