Мысли вслух на Иер 32:1-25

Пророки зачастую пророчествовали не только словом, но и действием. Довольно часто в глазах окружающих такие действия выглядели, как минимум, странно. Так выглядела и покупка участка земли в осаждённом городе, который, как всем было очевидно, был обречён, хотя вслух об этом предпочитали не говорить. Между тем, Иеремия совершает эту покупку по указанию Бога, как именно пророческое действие. И смысл его в контексте всего, что говорил пророк о народе и его будущем, был совершенно ясен. Тем самым Иеремия снова подтверждал, что будущее у страны и у народа есть. Правда, не такое, на которое вопреки ситуации надеялись многие в осаждённом городе.
Они надеялись на чудо вроде того, которое произошло почти полтора столетия назад, во время ассирийской осады, когда город спасло чудесное Божье вмешательство. Иеремия же прямо говорил, что такого чуда ожидать не приходится. Оно и понятно: во время ассирийской осады весь город молился, постился и каялся, а теперь, когда город осадила вавилонская армия, ничего такого не происходило.
Надежды на чудо были, но надеявшиеся были почему-то уверены, что чудо это произойдёт как-то само собой, без их усилий. Отчасти эта уверенность основывалась на своеобразной национально-религиозной самонадеянности: люди знали, что Иерусалим — город Божий, что именно там находится единственный на земле Храм Яхве, а значит, они могут спать спокойно: Яхве ведь не допустит, чтобы Его дом осквернили и разорили. Иеремия же не советовал жителям Иерусалима надеяться на то, что Бог станет защищать их грехи ради Своего дома. Город был обречён, и пророк не собирался скрывать этого от своих сограждан.
Иеремия знал и другое: будущее у народа всё-таки есть. Только искать его надо не в прошлом, цепляясь за уходящий уклад жизни, уже отвергнутый Богом, а в будущем. В будущем, которое ещё только предстояло создать. И создать прежде всего осмыслением случившегося, раскаянием в совершённых грехах и новым обращением к Богу, которого народ фактически оставил, формально оставаясь Ему верным. Вот тогда и станут вновь в Иерусалиме продавать и покупать землю. Земля снова будет вручена народу, которому Бог её предназначил. Но не раньше, чем народ станет действительно Божьим. Не на словах, а на деле.