Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Лк 13:10-17

Что значит всего лишь еще один день промедления по сравнению с восемнадцатью годами? Ничтожно мало, не о чем говорить. Но это только для земли с ее материальными законами. Как только на земле проявляются черты Небесного Царства, все законы рациональности теряют силу. Но почему, могут спросить, ведь и земные законы создавал Господь, и они на самом деле «Небесного» происхождения. Но все-таки, при всей правоте этого возражения, можно сказать о том, что Господь создавал землю с ее материальными законами лишь как временное пристанище духа («Небо и земля прейдут» — Мф 24:35). А раз так, то и законы земные преходящи – точнее преходяще наше знание о них, потому что мы «отчасти знаем» (1 Кор 13:9) и когда-то «знание упразднится» (1 Кор 13:8). А знание – это не просто то, что написано в учебнике: эпистемология очень тесно связана с онтологией, иными словами знание неотделимо от бытия. Да, мы точно знаем, что 0.00015 – такую часть составляет 1 день от 18 лет – это очень мало. Ничтожно мало, чтобы подобная малая часть могла существенно изменить целое. Но оказывается, что в духе все не так. В духе именно малое становится значимым – можно очень много говорить об этом, но все мы хорошо это знаем, и о соли, и о малой закваске и многое другое. И причина этого кроется в том обстоятельстве, что в духе мы соприкасаемся с законами иного мира. Наверное, нельзя говорить, что это что-то принципиально иное, ибо оба эти мира имеют одного Творца, но они принципиально иное для нас, потому что мы не знаем лишь отчасти законы земные, лишь «гадательно», хоть нам порой кажется очевидной их сила и эмпиричность. Но осознание подобного обстоятельства рождает внутри христианства не только новое богословие, но и новую экзистенциальную духовность. Скажем, прежде было обычным делом в нашей церкви не допустить человека к причастию по причине какого-то греха или недолжной подготовки, исповедь перед причастием была абсолютно необходима, а само причастие человек принимал хорошо, если 3-4 раза в год. Но теперь в храме можно услышать такие слова священника: как я могу прогнать человека от чаши, если может он вот сейчас выйдет из церкви и его собьет машина насмерть? На самом деле, именно это очень остро чувствует Христос. Каждая секунда и твоей и чужой жизни может быть последней, поэтому о каком завтра вообще может идти речь? Вот это проживание каждого дня как последнего это что-то очень важное для христианина. И это, действительно, нарушает природные законы, потому что отменяет одну из главных «независимых переменных», на которой стоит вся физика, и без которой она просто рухнет – время. Нет завтра, есть только сегодня.