Мысли вслух на Мк 4:1-9

Одна из особенностей синодального перевода Библии состоит в том, что выражение, которое употреблено в сегодняшнем евангельском фрагменте, «добрая земля», употребляется и в Ветхом Завете. Например, несколько раз (не менее 9) в книге Второзаконие, в смысле той земли, которая обещана богоизбранному народу: и делай справедливое и доброе пред очами Господа, дабы хорошо тебе было, и дабы ты вошел и овладел доброю землею, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим (Втор 6:18). Пусть это всего лишь особенность синодального перевода, отсутствующая в оригинале и иных языках, но все-таки нам хочется обратить сейчас на нее внимание, конечно, нисколько не абсолютизируя свои размышления. В сегодняшнем чтении земля предстает скорее как почва (soil – в английском варианте), как земля рождающая, а земля обетованная это, казалось бы, более общее понятие, включающее аспект плодоносный лишь как часть себя (land – в английском варианте). Но нам и хотелось бы вписать сегодняшнее несколько узкое по смыслу понятие в более широкий контекст через обращение к книге Второзакония. Нам это важно по той причине, что главный вопрос, который встает, когда думаешь о сегодняшних словах Господа: где же взять эту добрую землю, если «душа моя яко земля безводная Тебе» (Пс 142:6)? И вот ответ: добрая земля – это земля обетования. При этом мы должны понимать, что теперь земля обетования значит для нас нечто большее, чем для иудеев времен Исхода. Напомним слова из Акафиста Божией матери: Радуйся, пище, манны приемнице, радуйся, сладости святыя служительнице, радуйся, земле обетования, радуйся из Неяже течет мед и млеко (Икос 6). И ведь действительно, если мы прибегаем к Богородице и Её Божественному Сыну, мы и обретаем ту добрую землю в себе, которую чтобы найти, надо много лет блуждать по пустыне.