Мысли вслух на Мф 19:3-12

Ещё в самом начале Своего земного служения Иисус сказал, что Он пришёл для того, чтобы довести Тору до полноты, а не разрушать её. И одним из аспектов этого процесса стало, как видно, доведение до логического завершения тех смыслов, которые были в неё заложены при её появлении. Именно так Иисус смотрит и на брак. Конечно, Тора знает ту глубину, которая соединяет супругов, связывая их на уровне не только физиологическом или психическом, но и духовном. Но, снисходя к слабости падшей человеческой природы, та же Тора в некоторых случаях допускает развод. Ситуация, на первый взгляд, абсурдная: ведь речь идёт о связях, человеку вообще не подвластных, о том с чем нельзя играть и чем нельзя манипулировать. Но… падший мир вообще полон абсурда, и Тора, делая поправку на человеческую природу, должна была с этим считаться. А Иисус с падшей человеческой природой считаться не хочет: ведь Он принёс в мир Царство, где возможно полное преображение этой природы, и Его задача заключается в том, чтобы приготовить каждого, кто этого пожелает, к тому, чтобы войти в Царство. И потому Он говорит о недопустимости развода. За одним исключением: если один из супругов повинен в разврате. В том, что по определению несовместимо ни с супружеством, ни с Царством. Конечно, духовная планка поднята тут предельно высоко. Ученики понимают это, потому и говорят: тогда лучше не жениться. В устах еврея, для которого семейная жизнь — фактически, религиозная обязанность, такое заявление звучало, как минимум, странно. Но Иисус, разумеется, всё прекрасно понял. И прямо ответил, что в принципе возможна ситуация, когда человек откладывает свою семейную жизнь до момента торжества Царства. Откладывает с тем, чтобы строить её уже не по законам непреображённого мира, а по законам Царства. Но на такое, по Его собственным словам, способен далеко не каждый, это должно быть дано человеку и от самого человека зависит не больше, чем родиться скопцом или быть оскоплённым от людей. Как видно, универсальным принципом такой отказ от семейной жизни быть не может и не должен. Как видно, Иисус на всё смотрит глазами Царства. И вместе с тем Он смотрит на всё сквозь Тору, которую Павел не случайно сравнит в своё время с педагогом, приводящим ищущих ко Христу.