Мысли вслух на Мф 23:23-28

Говоря о религиозности фарисеев, Иисус указывает им на то главное в Торе, о чём они забыли: суд, милосердие («милость») и верность («веру»). Нетрудно догадаться, что, упоминая милосердие и верность, Иисус обращается к пророческой традиции: ведь впервые словосочетание «милосердие и верность» появляется в проповедях допленного пророка Осии (в Синодальном переводе используется выражение «милость и истина»). Осия именно милосердие и верность считал основой всех отношений человека с Богом, и Иисус, как видно, его поддерживает. О чём же идёт речь? Под милосердием (имея в виду соответствующее еврейское слово) авторы библейских книг всегда понимали готовность сделать для другого больше, чем тот заслуживает, и больше того, к чему обязывает, например, закон или договор. Неудивительно, что Осия только с милосердием Бога и связывает возможность хоть какого-то будущего для народа Божия: ведь ко времени его жизни и проповеди Израиль успел уже нарушить все пункты договора, заключённого на Синае, и теперь оставалось лишь надеяться, что Бог всё же даст Своему народу новый шанс, которого он ни по каким законам не заслуживает. А надежду на такое развитие событий могла дать лишь верность — как верность Бога однажды заключённому союзу, которому Он не изменит, несмотря ни на что, так и верность народа Богу, безусловная и абсолютная, такая, при которой неуместны расчёты и упоминания о каких бы то ни было правах. И если так было в истории народа Божия, то тем более всё сказанное Осией было верно применительно к Царству, которого никто не заслужил и никто не мог бы заработать никакими силами. Суд же, о котором говорит Иисус, был связан с тем, для чего, собственно, и была дана народу Тора: для различения добра и зла, для понимания того, что Богу угодно, а что противно. Между тем, религиозный формализм нередко приводил к тому, что Тору использовали для осуждения грешника, а не для оценки совершённого им греховного поступка. Да и о милосердии и верности тоже при этом забывали: ведь определяемые ими отношения отличаются как раз тем, что их невозможно формализовать, невозможно точно рассчитать, кто, кому и сколько должен. И только так, собственно, можно было рассчитывать на Царство: ведь любой из нас сможет получить его лишь в том случае, если Тот, Кто принёс его в мир, сделает нам щедрый подарок. Настолько щедрый, что ни по каким земным меркам мы не могли бы рассчитывать ни на что подобное.