Мысли вслух. Католический лекционарий.

Мысли вслух на Ис 55:10-11

Когда пророки говорят о слове Божием, они всегда имеют в виду нечто вполне конкретное и связанное с их собственным духовным опытом. Слово Божие для них абсолютно реально, они действительно слышат голос Бога так же ясно, как слышим мы обращённые к нам голоса людей. Бог говорит с пророками так же, как мы говорим друг с другом. Но это ещё не всё, в слове Бога заключено нечто большее, чем воля и откровение, обращённые к человеку.

Слово для Бога — ещё и инструмент Его действия в мире. Словом Бог творит мир, словом Он им управляет. Может показаться, что слово, которое слышит пророк, и слово, которым Бог управляет миром — две разных реальности, названные одинаково в силу особенностей библейского словоупотребления, но это всё же не совсем так. Конечно, откровение, полученное конкретным человеком, не сравнить с той силой, которой Бог творит мир или направляет движение в нём природных сил. Но в обоих случаях есть и существенное сходство: и там, и там присутствует тот смысл, которого нет в природе и без которого нет мироздания.

Наука, изучающая природу (будь то природа физическая или природа психическая), может найти ответ на вопрос «как», но она не ищет ответов на вопрос «почему так» или «зачем так». Для Бога же именно эти вопросы являются ключевыми. Мир для Него полон смысла и смыслов — смысла, как целого, отражающего Его замысел о мире, и смыслов, как тех целей, которые поставлены Им всему, что Он сотворил, от человека до звезды и песчинки.

Понять же эти вложенные Богом в сотворённые им вещи смыслы может в нашем мире только человек, причём смыслы неотделимы для человека от слова: не случайно же ещё до грехопадения именно человеку, тогда видевшему Божии смыслы совершенно ясно, была предоставлена возможность дать названия («имена») всему, что его окружает и с чем ему приходится непосредственно взаимодействовать.

Оттого и воля Божия открывается человеку в слове, не только тогда, когда дело касается личного откровения, но и тогда, когда речь идёт о мироздании в целом. Без слова мир — машина, иногда подчиняющаяся человеку, но чаще ему враждебная. Со словом он — место встречи человека с Богом, встречи, которая делает человека участником осуществления Божьего плана, если только сам человек этого захочет.