Мысли вслух. Библия для начинающих.

Мысли вслух на Иез 16:35-63

Сегодняшнее чтение продолжает тему отступничества и наказания за него. Очевидно, теперь, когда «точка невозврата» в отношениях между Богом и Его народом пройдена, наказание становится неизбежным. Но наказание это оказывается не совсем таким, каким привыкли видеть его мы. Собственно, Бог не наказывает Свой народ непосредственно. Он просто оставляет его один на один с последствиями его собственных грехов (ст. 36–43).

В известном смысле можно было бы сказать, что и предупреждения, посылаемые Богом народу (ст. 27), носят такой же характер; но тогда Бог ещё не оставлял его совсем, Он лишь давал ему ощутить тяжесть возможных последствий совершённого греха, теперь же последствия эти обрушиваются на народ в полной мере. Казалось бы, такое попущение вполне можно считать самым настоящим наказанием. Но речь в данном случае следует всё же скорее вести не о наказании, а о своего рода шоковой терапии, притом в известном смысле вынужденной.

В самом деле, ведь прежде, чем ситуация стала такой, какой её описывает сегодняшний отрывок, народ успел уже, в сущности, разорвать все отношения, когда-то связывавшие его с Богом. А без таких отношений и возможности для вмешательства Бога в ситуацию оказываются крайне ограниченными, ведь к свободе воли сотворённых Им людей (так же, как и целых народов) Он относится совершенно серьёзно. И если народ говорит Богу решительное «нет», то и к этому «нет» Он тоже относится со всей серьёзностью. Он не станет играть в свободу выбора, Он действительно даёт эту свободу каждому, вместе с тем возлагая на каждого и всю полноту ответственности за сделанный выбор.

Конечно, Он мог бы в любой момент закончить игру, прекратить эксперимент, вмешавшись в ситуацию и не считаясь ни с чьим выбором. Но в том-то и дело, что для Бога свобода не игра и не эксперимент, а абсолютная реальность. Между тем, падшему человеку иногда, наверное, хотелось бы, чтобы она была своего рода игрой, и чтобы в случае чего всё можно было бы начать сначала. Но Бог даёт человеку (а иногда и целому народу) такой шанс лишь в одном случае: в случае раскаяния и обращения. И от Своего народа Он ждёт именно такого раскаяния и обращения для того, чтобы дать ему возможность начать с начала (ст. 60–63). Но это будет не повторение прежней истории, а новый её этап. Того, что было, не вернуть, и память о совершённых грехах не изглаживается бесследно (ст. 63). И лишь тогда, когда Царство войдёт в мир и раскроется во всей своей полноте, преобразив всё, грех исчезнет навсегда, и даже память о нём сотрётся.