Мысли вслух. Православный круг чтения.

Мысли вслух на Ин 9:1-38

Чем отличается духовная жизнь от жизни религиозной? Наверное, прежде всего отношением к чуду. Это и неудивительно: ведь чудо — явленное Богом откровение, которое человеку религиозному проигнорировать очень сложно. Религия оказывается по отношению к чуду в двойственном положении. Человеку нерелигиозному чудеса не нужны вообще: он может позволить себе игнорировать всякое чудо в принципе. При таком отношении к чудесам нерелигиозный человек просто относит чудо к области (временно) необъяснимого, на чём и успокаивается. Иное дело человек религиозный: как правило, религия нуждается в чудесах и в той или иной мере на них опирается. Соответственно, и религиозное сознание не может игнорировать чудо, как это свойственно сознанию нерелигиозному. Но религия принимает не всякое чудо, а лишь такое, которое не противоречит её собственной доктрине. И религиозное сознание соответствующим образом оценивает каждое чудо, которое попадает в поле его зрения. Если то, что произошло, вписывается в рамки соответствующей религиозной доктрины, чудо оценивается, как подлинное, если же нет, оно воспринимается, как ложное или неподлинное, исходящее, к примеру, не от Бога, а от тёмных сил. С точки зрения человека, живущего нормальной духовной жизнью, чудо само по себе является достаточным свидетельством вмешательства Божия. С точки зрения человека, для которого на первом месте находится религия, чудо нужно оценить на соответствие доктрине, примерно (хотя и не обязательно точно) так, как это делают фарисеи, рассматривая вопрос об исцелении слепорожденного. Они готовы признать чудо, но лишь в том случае, если найдётся объяснение, укладывающееся в рамки их религиозной и богословской концепции. Если же нет, они готовы поблагодарить Бога за совершённое, но никоим образом не готовы признать правоту Того, через Кого Он совершил то, что совершил. Так примат религии заводит в духовный тупик того, кто готов безоговорочно следовать собственным религиозным концепциям, несмотря на все свидетельства, полученные свыше.