Мысли вслух. Библия за пять лет.

Мысли вслух на Пс 136:1-9

Как верно вести себя во враждебном окружении, среди тех, кому дорогие для нас святыни чужды, а в лучшем случае вызывают любопытство как странная экзотика? В отказе петь священные гимны для поработителей надо видеть не только проявление нежелания унижаться перед угнетателями, но и отказ метать бисер перед теми, кто способен растоптать его. Уже немало святынь утрачено и осквернено врагами, и в недопущении осквернения того немногого, что осталось, состоит хранение верности тому, что когда-то так легкомысленно не ценилось.

Стремление духовно противостоять враждебной среде совершенно необходимо. Но мы видим также, что гнев порабощённых пленников может принимать и крайние формы, жестокие слова о вавилонских младенцах много раз на протяжении веков смущали читавших и слушавших псалом. Эти слова часто истолковывались иносказательно, под младенцами понимались грехи, но в любом случае неизбежен вопрос, почему иносказание выражено именно в такойю форме?

Да, мечты угнетённых о возмездии часто быывают жестоки, и не раз их ярость оказывалась слепой и не разбирающей правого и виноватого. Но можно ли отрицать, что жестокое возмездие неоднократно обрушивалось на поработителей, будучи спровоцировано их же собственными злодеяниями? В наши дни многие немцы, с болью вспоминающие бедствия своей страны при её военном разгроме, признают, что не победителями были начаты жестокости...

Если же мы хотим в полноте понять мысль псалма, выраженную непривычным для нас, а может быть и отталкивающим образом, то её необходимо не вырывать из Библии, но соотносить с остальными её страницами.