Мысли вслух. Католический лекционарий.

Мысли вслух на Иер 20:10-13

Слова пророка о мщении врагам многим кажутся лишь данью дохристианской эпохе, своего рода духовным рудиментом, в новозаветные времена неуместным. Но так ли всё просто? Иеремия не случайно говорит о мщении, связывая его с тем, что своё дело он вверил Богу. Он, по сути, просит уже не за себя и радеет не о себе и не о своём торжестве над врагами. Ему вообще не нужно торжество ради торжества, он не жаждет мести, ему совсем не хочется поглумиться над своими врагами так, как они глумятся над ним. Ему важно и нужно лишь торжество дела Божия.

Поражение врагов для Иеремии не цель, а необходимое условие этого торжества. Он понимает, что без полного поражения его врагов торжества Божия не будет, и хочет, чтобы победа Бога стала реальностью как можно скорее. Казалось бы, пророк не мог не понимать, что такая победа возможна лишь в конце времён, в день Суда и прихода Мессии. Но для него мессианское Царство уже было реальностью, как и для всех пророков.

Пророк — не мистик и не предсказатель будущего. Не предсказатель потому, что нечего предсказывать: никакого заранее во всех деталях расписанного будущего у Бога нет. Не мистик потому, что мистика предполагает существование, как минимум, двух изначально разделённых миров, причём из одного мира некоторым людям в некоторые моменты удаётся заглянуть в другой, обычно от нас закрытый и потому нам невидимый. Но Бог не создавал двух или многих миров, Он создал один мир, который и должен был быть Царством, всё больше и больше раскрываясь в этом своём качестве со временем.

Иллюзорное двоемирие — следствие грехопадения, оно не абсолютно, и даже до прихода Христа в мире были люди, которым мир этот открывался таким, каким он был задуман Богом, — цельным и пронизанным дыханием Божиим. А вот враги пророка в этот мир не вписывались никак. Не потому, что они были врагами Иеремии, а потому, что они были врагами Богу и разрушителями Его планов. И пророк понимает: исчезновение его врагов, их гибель станет не столько его собственным торжеством, сколько знаком приближающегося прихода Мессии и торжества Царства. Событий, которые не могли не радовать всякого свидетеля Божия.