Мысли вслух на Быт 17:3-9

Явившись Аврааму в видении, Бог обещает его потомкам ту землю, в которой Авраам поселился и по которой кочевал. Казалось бы, всё понятно: вот он союз-завет. Бог обещает Аврааму землю в обмен на верность. Всё просто и ясно. Но вместе с тем Бог говорит Аврааму и нечто иное. Он говорит ему: Я — вот мой союз с тобой. Фразу эту можно понять и в другом смысле: вот, Я заключаю с тобой союз. Но во всяком случае, при любом прочтении акцент на Божье «Я» очевиден. И он не случаен, тут не просто особенности еврейского текста.
Речь идёт о главном условии заключаемого союза-завета, о том, что составляет его основу. В самом деле, земля ведь не цель, а только средство. Бог выращивает Свой народ из небольшого племени, и Он знает, что в какой-то момент ему понадобится своя земля, территория, на которой он создаст собственное государство, без которого в падшем мире не прожить.
Но главным на этой земле станет то Божье присутствие, благодаря которому станет возможно богообщение, освящение, Скиния, Храм. Это Его присутствие делает народ Божий народом Божьим, а не земля как таковая. Земля — лишь место, где, по замыслу Бога, должен жить созидаемый Им народ, становящийся одновременно и общиной верных. Но чтобы стать такой общиной, надо, чтобы главной ценностью для каждого её члена стал Сам Бог. Его реальное присутствие в сердце и в жизни каждого.
Без этого союза не будет. Договор — может быть. Но не союз-завет. И хотя договор и союз в еврейском тексте обозначаются одним словом, очевидно, что это не одно и то же. Формальное исполнение договора — необходимое, но не достаточное условие тех близких отношений, которые предполагает союз-завет. Для этого нужны постоянные, непосредственные, глубокие и устойчивые отношения с Богом.
С тем реальным, живым Богом, присутствие Которого в сердце делает человека образом Божьим и вхождение Которого в жизнь человека делает этого человека подобным Богу. Только так человек и становится жителем Божьего Царства — тут ведь главное не место, а отношения. И Бог с самого начала говорит об этом Аврааму, чтобы ни у него самого, ни у его потомков не было на этот счёт никаких сомнений и недоумений. Чтобы с приоритетами было всё ясно и понятно. И чтобы никто не смешивал земные царства с тем Царством, которое, по слову Спасителя, «не от мира сего».