Мысли вслух на Исх 32:7-14

История с золотым тельцом показательна во многих отношениях. В первую очередь в глаза бросается та лёгкость, с которой народ так быстро отрекается от всех своих обещаний и от взятых на себя перед Богом обязательств. А затем сразу встаёт следующий вопрос: как же можно с таким народом сделать хоть что-нибудь серьёзное? Тут-то мы и подходим к главному парадоксу всей истории народа Божия. Парадоксу, заключающемуся в том, что Бог делает невозможное при участии тех, с кем это невозможное становится невозможным вдвойне. Народ, который Бог считает Своим, оказывается Ему плохим помощником. Будь он просто слаб или неумел, ситуация была бы более-менее легко поправимой: ведь для Бога нет ничего невозможного, Он может сделать совершенным любого человека и любой народ, и уж тем более Свой собственный. Беда в другом: народ, который Бог считает Своим, сам не считает себя таковым. Конечно, в принципе, теоретически евреи всегда готовы были назвать себя народом Божиим. Проблемы начинались тогда, когда дело доходило до практики. Тут-то и оказывалось, что народу, заявлявшему о себе, что он народ Божий, египетский Апис был ближе и понятнее Яхве. Это была настоящая духовная катастрофа, не потому, что образ тельца для Бога оскорбителен, а потому, что в таком случае Яхве становился Аписом, Бог, сотворивший небо и землю, — священным быком. Что оставалось Богу? Бросить Свой народ, переставший быть Богу своим, и создать новый? Это был бы провал: план Божий не осуществился бы, по крайней мере, в очень значительной своей части. Пустить всё на самотёк? Это тоже очевидный провал: о спасении человечества пришлось бы забыть.
И Бог выбирает вариант, возможный лишь для Него: Он продолжает работать со Своим народом, обучая его так, как обучают иногда в случае нехватки времени молодых рабочих или солдат-новобранцев: в деле, на практике. Иного варианта нет. Но и для Бога тоже нет ничего невозможного: в конце концов Ему удаётся то, чего никогда бы не удалось никому из людей: его народ всё же, хоть и не сразу, становится народом-общиной, где никто уже не помыслит ни о каких иных богах, а в мир приходит посланный Им Мессия.