Мысли вслух на Втор 4:5-9

Читатели Библии нередко задаются вопросом: чем же еврейский народ лучше других, что Бог выбрал именно его? Между тем, Тора даёт вполне чёткий и однозначный ответ: дело не в народе как таковом, а в той Торе, в тех заповедях и законах, которые Бог этому народу дал. В этом и сила народа Божьего, и самый смысл его существования. И в ней же, в Торе, превосходство его над всеми другими народами. И дело тут не в том, что знание Торы само по себе делает человека или целый народ лучшим. Дело в том, чтобы следовать этим законам и заповедям.
Конечно, если такое следование превратится в религиозный формализм, ничего хорошего не получится. Получится просто ещё один более-менее религиозный народ. Со своей религией, которая, скорее всего, интересна будет ему одному. А вот если следование Торе, следование данным Богом законам и заповедям станет настоящей духовной работой, народ Божий станет той духовной закваской, которая заквашивает всё человечество. Заповеди ведь — не просто правила, написанные Богом для человека. Не просто моральный кодекс, пусть и данный свыше.
Заповеди — это обращённые к человеку Божьи интенции. Интенции, которые, если человек этого захочет, могут определить всю его жизнь. Могут сделать человека вместилищем Божьего дыхания и орудием действия Божьего. А народ, принимающий заповеди как конкретные проявления Божьей воли, они могут сделать народом Божьим в полном смысле слова — таким народом, который духовно будет собран вокруг Божьего присутствия — в Скинии, в Храме, на всяком месте, которое Бог изберёт. Народом-общиной. Совершенно уникальным народом, непохожим ни на один другой.
И в этой непохожести, в том, чтобы стать и быть народом-общиной, и заключена сила еврейского народа. То, что даёт ему преимущество перед любым из тех народов, которые жили на данной ему Богом земле до него. И то, что сделает его в своё время тем маяком, который осветит путь другим народам. Но это не сразу. Это потом, когда придёт Мессия и принесёт миру Царство. Ему будет к кому прийти. А народу Божьему будет, ради чего жить. Ведь эта цель — достойнейшая из всех.