Мысли вслух на Ис 58:5-7

В конкретных религиозных традициях баланс духовной и религиозной составляющей может различаться, но только христианство не было религией с самого начала. Конечно, с течением времени на христианской почве выросли свои, христианские религии. Но христианству собственно они не нужны. Апостол Павел, к примеру, будучи христианином в полном смысле слова, всю жизнь оставался решительным противником отождествления христианства с какой бы то ни было религией, даже с родным ему иудаизмом. Хотя именно иудео-христианская традиция была родной для первохристианской церкви.
Между тем, религиозная жизнь вообще требует от человека меньше духовных усилий, чем жизнь духовная. Внешней активности в религиозной жизни обычно бывает больше, внутренней же существенно меньше. И психологически религия комфортнее духовной жизни: тут привычный ритуал, знакомые и общепринятые в данной общине ценности и поведенческие модели, чувство исполненного религиозного долга. А в духовной жизни одни вопросы, которых обычно бывает больше, чем ответов, особенно готовых. А ведь религия даёт ещё и целую кучу поводов для самоутверждения.
И ритуальные запреты тут играют особую роль: отделяют «благочестивых» от «нечестивых», «праведников» от «грешников», словом — правоверных от неверных. Чем строже пост, чем больше ритуальных запретов и ограничений в день шаббата, тем больше поводов для гордости. И для недоумения: а чего это Бог нас не замечает? А Бог устами Своего пророка говорит: не нужен мне ваш пост. Такой — точно не нужен. И религиозность ваша Мне не нужна. А нужно — сердце, открытое навстречу Мне. И вашим ближним тоже. Вот тогда и начнётся духовная жизнь. С Богом и с людьми.