Мысли вслух на Евр 12:7-8

Слова автора послания о наказании для современного уха звучат странно. Оно, впрочем, и неудивительно: основанное на постулатах гуманизма восприятие мира и человека действительно в значительной мере обессмысливает понятие наказания в его традиционном понимании. Гуманизм ведь основан на представлении о том, что человек изначально или хороший, или вообще никакой, и, если правильно его воспитывать, то от наказаний, вполне возможно, можно будет просто отказаться совсем: ведь тогда ребёнок, взрослея, и без наказаний всё будет понимать и воспринимать правильно, сообразно и адекватно тому, как его будут воспитывать.
Попросту говоря, если не портить ребёнка неправильным воспитанием и плохой средой, то и наказывать его не придётся потому, что он будет «расти хорошим». Библия, однако, видит человека вовсе не таким. С одной стороны, все мы сотворены по образу и подобию Божию, с другой — мы падшие люди, и грехопадение оставило на каждом из нас свою печать. Люди рождаются отнюдь не хорошими — в этом и состоит проблема, которой не замечает или не хочет замечать гуманизм.
Всякое становление человека, а духовное его становление в особенности, представляет собой, в сущности, процесс непрерывной, иногда весьма жёсткой, коррекции. И Богу приходится корректировать человека, которого Он ведёт за Собой, больше, чем любому из земных воспитателей. И если земные родители, как правило, готовы сделать всё, чтобы их ребёнок вырос нормальным человеком, даже если для этого придётся прибегнуть к наказанию, то тем более Бог сделает всё для тех, кто Ему доверился.
Конечно, тут свобода: нет доверия — нет пути, нет и наказания. Но тогда нет и нормальных, полноценных отношений с Богом — не потому, что Бог любит наказывать, а потому, что для нормальных с Ним отношений надо стать нормальным человеком. В идеале — человеком, свободным от греха и живущим жизнью Царства. Чтобы сделать падшего человека таким, работать с ним Богу иногда приходится предельно жёстко. Согласие человека на такую работу — необходимый элемент духовного пути вообще и пути христианина в частности, о чём и напоминает автор послания своим читателям.