Мысли вслух. Католический лекционарий.

Мысли вслух на Евр 13:1-8

Описывая путь христианской жизни, автор послания возвращается к тому традиционному пониманию бедности как духовного состояния, без которого он немыслим и о котором напоминал и Сам Спаситель, и Павел, учитель автора Послания к Евреям. Автор послания описывает бедность как пребывание «вне стана». В кочевые времена вне стана, вне стойбища кочевников или военного лагеря ополченцев, пребывали обычно те, кто по каким-то причинам оказались нечисты.

Перед возвращением в стойбище или в лагерь они должны были очиститься, совершив положенные ритуалы и принеся затем очистительное жертвоприношение. Следуя общей логике своего послания, автор сравнивает крестную смерть Спасителя с таким жертвоприношением, а духовное состояние христиан сравнивает с состоянием очищающихся, пребывающих «вне стана». Вся жизнь христианина и есть процесс такого очищения по пути к полноте жизни Царства.

Завершится же этот процесс в день возвращения Спасителя и окончательного торжества Царства. Вот оно-то, очищение и освящение, и есть то главное, что составляет суть христианской жизни. Христос не меняется, Он и сейчас Тот же, Кем был прежде, и нечего поэтому искать каких-то новых учений, теорий, концепций. Автор сравнивает их с роскошными кушаньями, которые не столько насыщают, сколько пресыщают, не принося пользы.

В самом деле: постоянный поиск каких-то новых христианских теорий, увлечение абстрактными богословскими концепциями отвлекает от главного: от той духовной практики, которая и составляет основу христианской жизни. В этом смысле лучше всего смотреть на пример тех наставников, которые когда-то свидетельствовали адресатам послания о Христе, пройдя на деле тот самый путь, о котором напоминает автор. Не исключено, что кто-то из этих людей окончил свою жизнь мученически, своей кончиной завершив и дополнив своё свидетельство.

И не случайно, помимо всего сказанного, автор послания напоминает своим читателям о вещах, казалось бы, общеизвестных, касающихся, к примеру, супружеской жизни, гостеприимства или помощи заключённым. Возможно, среди его читателей были и такие, кто, увлёкшись новомодными учениями и теориями, начал забывать о тех простейших вещах, о которых любой христианин знает без всяких теорий. Напоминание о главном должно было помочь этим людям вернуться к духовной реальности, от которой они несколько оторвались в поисках некой абстрактной «истины».