Мысли вслух на Соф 2:3

День Господень, день, когда Господь придет на Свою землю, к Своему народу, ожидался в Израиле как день торжества над язычниками, день воцарения Израиля над всеми народами. Но пророки приносят совсем иное видение этого дня: народ Божий погряз в грехах, святость Божия и грех людской несовместимы, поэтому день Господень — это тьма, а не свет, это не торжество, а День гнева, Dies irae (вспомните знаменитые «Реквиемы» — Моцарта, Верди). И никакие человеческие попытки исполнить закон не спасут в этот день. А есть ли какая-то возможность спасения? Есть, отвечает пророк Софония. Взыщите Господа, не Его закон, а Его Самого. Взыщите правду — не правду дел человеческих, а праведность Божию, от Него Самого исходящую. Взыщите смиренномудрие — а это замечательное слово, парадоксально соединяющее в себе смирение и мудрость. Его можно понять как «смиренная мудрость» — то есть мудрость не гордынная, не надмевающая, а сознающая свои пределы и открытая к гласу Премудрости Божией. А можно понять как «мудрое смирение» — то есть не смирение любой ценой, не «уничижение паче гордости», а направляемая Богом открытость к Его миру, возрастание в отношениях любви к Богу и людям.
Где этот день, в прошлом или в будущем? Ни там, ни там, он — в настоящем. Потому что Господь пришел в этот мир и в нем остается до Своей окончательной победы — и мы живем в этом дне, и слова Софонии обращены прямо к нам.