Мысли вслух. Католический лекционарий.

Мысли вслух на Лк 7:24-30

Сам Иисус даёт чрезвычайно высокую оценку как личности, так и служению Иоанна Крестителя. И вместе с тем даёт понять, что люди, слушавшие Иоанна, до конца никогда его не понимали. Одни считали его Мессией, хотя сам Иоанн говорил о себе вполне однозначно, что он таковым не является.

Другие, можно думать, считали его или пророком, или, возможно, даже лжепророком (это во многом зависело от того, как относились слушающие к призыву Иоанна обратиться и омыться от греха). А сам Иоанн, в своё время узнавший в Иисусе обещанного Богом Мессию, между тем вдруг начал сомневаться в правильности своего выбора.

Как видно, и он тоже был не до конца свободен от тех народных представлений о Мессии, согласно которым Мессия должен был быть великим воином и великим земным царём, которому суждено освободить народ от языческой власти и восстановить независимое еврейское государство, управляемое на основании норм Торы.

Иисус же, как видно, указывает Иоанну на те очевидные проявления Царства, о которых говорили уже древние пророки, начиная с Исайи Иерусалимского. Он как бы говорит Иоанну: разве тебе мало свидетельств Моего мессианства, вполне соответствующих тому, о чём говорили служители Божии? Почему тебя смущает то, на что не стоит обращать внимания? А окружающим Его людям Иисус снова напоминает о том, о чём говорил им Иоанн: о том, что он, Иоанн, лишь предтеча Мессии. Но это «лишь» — тоже много, настолько много, что слушающие Иисуса люди далеко не вмещают того, что услышали от Иоанна, и, по сути, не понимают его.

Ситуация на первый взгляд кажется парадоксальной: никто не видит ни подлинного смысла, ни подлинной глубины служения Иоанна, кроме Того, Чей приход он должен был засвидетельствовать и засвидетельствовал. Одни возвеличивают Иоанна, будучи готовы увидеть в нём даже Мессию, другие уничижают, толком не понимая того, о чём он говорит, и лишь Сам Иисус даёт ему адекватную оценку. Но если вдуматься, ситуация становится понятной: ведь Иоанн как никто другой был близок к Царству. Неудивительно, что и понять его до конца мог лишь Тот, Кто принёс ожидаемое Иоанном Царство в мир.