Мысли вслух. Православный круг чтения.

Мысли вслух на Лк 4:31-36

Возможно ли различить нечистого духа и душевную болезнь? Этот вопрос, к сожалению, слишком часто встает перед нами вновь и вновь. Но зададимся другим вопросом: а нужно ли это делать? Да, скажут вам, нужно, чтобы знать, на отчитку вести человека или в психиатрическую больницу под сильнейшие препараты. Наверное, нам не удастся сейчас привести общее правило, подходящее под все случаи жизни, но мы совершенно точно знаем, что среди людей, врачами признанных за больных, встречаются и хорошие поэты, и глубоко верующие люди. И неким свидетельством в пользу этого звучит и наш сегодняшний фрагмент исповедания одержимого. Но, может быть, это лишь всплески на фоне безумия? В каких-то случаях – да, и тогда человека надо привлекать ко Христу и к медикаментозному лечению, ибо безумие опасно и для самого человека, и для окружающих. Но подумаем о другом роде «сумасшествия». Вспомним о блаженной Ксении Петербургской. Поистине, начало ее пути блаженства, ознаменовавшееся кончиной мужа, можно понять как натуральное сумасшествие. Оделась в его одежду, говорила, что это она умерла, а муж ее не умер, и просила называть ее его именем. Но, как поется в кондаке блаженной Ксении, глас 7: «безумием мнимым безумие мира обличивши, смирением крестным силу Божию восприяла еси». И вот это уже не сумасшествие, а блаженство. А как различить? Да очень просто: по плодам. В Питере считалось добрым знаком подать блаженной Ксении, люди тянулись к ней. А если плоды сумасшествия – грех и соблазн для других, то это самый настоящий нечистый дух, даже если он рядится в одежды разума. Так нужно ли различать нечистый дух и душевную болезнь? Кажется, что нет, но нужно различать плоды духа. И если они ядовиты, то нужно привлекать как психиатрию, так и духовные способы борьбы, например, отчитку, а лучше просто частое участие в Божественной литургии. А если плоды их сладки – вот поистине сокровищница духа, пусть даже она облечена в форму безумия, не будем этого бояться.