Мысли вслух. Православный круг чтения.

Мысли вслух на Лк 4:1-15

В чём заключается смысл того испытания, через которое приходится пройти Спасителю в пустыне, прежде чем Он начинает Свою проповедь Царства? Чем искушает Его дьявол? Если внимательно всмотреться в описываемую евангелистом картину, нетрудно убедиться: речь идёт именно о Царстве, о том, что оно такое и как донести его до людей.

Самое первое и самое простое, что может прийти в голову: Царство — это хлеб, это общество всеобщего и бесплатного благоденствия. Этакая мечта постсоветского человека: всего много — и всё на халяву. Конечно, в Царстве действительно ни у кого ни в чём нужды нет и не будет никогда. Вот только приобщиться к Царству в своём нынешнем качестве человек не может, тут нужна перемена, нужно преображение, а значит, нужны усилия.

Но тот, кто получает всё в неограниченном количестве и без усилий, тем более не захочет напрягаться ради какого-то преображения: зачем оно, если, как представляется, всё и без того прекрасно? Что ж, тогда, видимо, придётся вести людей к совершенству твёрдой рукой. Может, попробуешь так, предлагает дьявол Иисусу. Вот Тебе все царства мира, всего за один символический поклон мне, которого никто не увидит, о котором никто не узнает, и я, говорит сатана, больше не буду Тебе мешать, не встану у Тебя на пути, мир перед Тобой, строй в нём Своё Царство. Всего за один поклон, который не значит ровным счётом ничего: ведь мы одни, свидетелей нет, никто ни о чём никогда не узнает. Но Иисус, разумеется, понимает: один поклон — и созидаемое Царство перестанет быть собой, оно станет принадлежать уже не Богу, а тому, кому поклонился, и строиться будет не по Божьему закону, а по закону падшего мира, на основе которого можно построить империю зла, но уж никак не Царство Бога. Компромисс отвергается: он не просто неэтичен, он невозможен принципиально, духовно, онтологически. Что ж, если так, говорит лукавый дух Иисусу, остаётся только личный авторитет. Нужен вождь, лидер, духовный глава. Если хочешь, говорит дьявол Спасителю, пусть Твоё Царство будет таким. Но ведь авторитет не приходит сам собой, его нужно зарабатывать. А что впечатляет толпу больше, чем совершённое у неё на глазах чудо? Вот и соверши чудо, продемонстрируй левитацию, бросься вниз с крыши Храма, и, когда они увидят Тебя парящим в воздухе, за Тобой пойдут все. Спорить трудно: падшая человеческая природа падка на чудеса. Но только на такие, которые не требуют внутренних, сущностных перемен. Конечно, и Царство чудо, это главное чудо наших дней. И там, в Царстве, можно найти разрешение всех реальных проблем. Но при одном условии: придётся меняться, обновляться, придётся изменить свою жизнь, внешнюю и внутреннюю. А падшему человеку хотелось бы разрешения всех проблем без всяких перемен, во всяком случае таких, которые затрагивали бы его собственную глубинную суть. И он, конечно, пойдёт за вождём, который такое разрешение обещает, тем более, если тот обладает сверхъестественными способностями: ведь такие способности — гарантия исполнения обещанного. Но Иисус, разумеется, не хочет быть таким чудотворцем. Он хочет открыть людям Царство, а не поражать их сверхъестественными способностями. И Он снова говорит дьяволу «нет». И лишь теперь, когда предложены и отвергнуты все главные соблазны и искушения, связанные с Царством, Иисус начинает Свою проповедь.