Мысли вслух на Ис 46:1-13

Сегодняшнее чтение целиком посвящено Вавилону и его судьбе. Упоминание о падении Вила (Бэла) и Нево (Нэбу) (ст. 1) относится к событиям, связанным с осадой и взятием Вавилона персидской армией (Бэл, или Бэл-Мардук, был богом-покровителем Вавилона, а Нэбу считался покровителем правившей в те времена в Вавилоне династии). Надо заметить, что Вавилон был взят персами гораздо быстрее, чем можно было ожидать, и, вероятно, в этой истории не обошлось без предательства: в городе нашлись люди, буквально открывшие ворота врагу. Для пророка же это событие, прежде всего, стало свидетельством бессилия языческих богов и несостоятельности язычества. Он призывает неких отступников обратиться (ст. 3 – 9), что на первый взгляд звучит несколько странно: еврейская община Вавилона была уже общиной иудейской, Синагога и иудаизм, собственно, и зародились именно во время плена, и представить себе еврея язычником ни в те времена, ни позднее уже практически невозможно, такой еврей попросту стал бы отщепенцем, а его потомки бы, скорее всего, быстро ассимилировались. Но не исключено, что незадолго до падения Вавилона отступники в еврейской общине действительно появились, если предположить, что на общину в это время начались гонения, связанные с проводимой в стране религиозной реформой, затеянной последним правителем Вавилонии Бэл-Тецером (библейским Валтасаром). Отголоски этих гонений можно найти не только в Книге Даниила и в Книге Есфири, но и во второй части Книги Исайи, а древние вавилонские архивы сохранили указ Бэл-Тецера о проведении реформы. Не исключено, что эта реформа, вызвавшая конфликт властей с жреческими корпорациями, ускорила падение Вавилона, облегчив персам взятие города. А пророк между тем упрекает отступников в маловерии, говоря им о том, что очень скоро всё изменится, и Бог освободит Своих верных, послав им избавителя с Востока, которого они никак не ожидали (ст. 10 – 13). И торжество этого избавителя станет одновременно торжеством правды Божией. Казалось бы, такое понимание правды Божией несколько её сужает, сводя к конкретной, сиюминутной ситуации. Но ведь для человека грех и праведность, правота и неправота всегда связаны с конкретной ситуацией, складывающейся здесь и теперь. И Бог, вмешиваясь в жизнь отдельного человека или целого народа, тоже действует в конкретной ситуации вполне конкретным образом, подводя каждого к выбору, который ему предстоит сделать самому. Для правителя Вавилонии идущий с Востока со своей армией Кир стал завоевателем, для еврейской общины он стал освободителем. План Божий включает каждого. Но кем станет человек в глазах Божиих, зависит лишь от него самого.