Мысли вслух на Иез 38:1-23

Сегодняшнее чтение вновь возвращает нас к теме Суда и мессианского Царства, но уже в несколько ином аспекте, связанном не с торжеством Царства как таковым, а с теми событиями, которые ему предшествуют. Уже у допленных пророков день Суда ассоциировался с чередой бедствий, постигающих народ Божий, из которого выделяется остаток верных, сумевших сохранить веру в дни испытаний. Иезекииль, как видно, был уверен, что день Суда и прихода Мессии наступит сразу же или очень скоро после возвращения евреев из Вавилона в Иудею. Ему, очевидно, открылось, что плен и есть то испытание для народа, о котором говорили и Исайя Иерусалимский, и Иеремия, а община изгнанников, если она сохранит веру, станет мессианским остатком, который Бог вернёт на землю отцов. Но Иезекиилю открылось и другое. Для него, как и для допленных пророков, Суд был, несомненно, событием вселенского, космического масштаба, затрагивающим не только народ Божий, но и всё человечество. Но, в отличие от допленных пророков, он понял, что испытание тоже ждёт не только народ Божий, но и все другие народы земли, причём испытание это будет предшествовать дню Суда. Смысл его тот же, что и в случае испытания, посланного Богом Своему народу: оно должно выявить как лучшие, так и худшие качества каждого народа. А поскольку уже Амос заговорил о том, что Суд коснётся прежде всего народа Божия, и лишь потом всех остальных, неудивительно, что через испытание верности этот народ также проходит раньше всех других народов, так, что, когда для народа Божия оно уже заканчивается, всему остальному миру ещё лишь предстоит столкнуться с ним лицом к лицу. Испытанием же этим в видениях Иезекииля оказывается нашествие некоего могучего народа с Севера, никому прежде не известного и сметающего всё на своём пути, опрокидывая привычный устоявшийся уклад жизни. В упоминаемом пророком народе с Севера нетрудно угадать персов, чья империя во времена Иезекииля ещё только зарождалась, а спустя несколько десятилетий действительно перекроила политическую карту Ближнего Востока, подчинив себе и Вавилонию, и Египет, и другие, более мелкие и не столь могущественные государства региона. Придёт время, и именно правитель Персидской империи Кир Великий издаст указ, позволяющий живущим в Вавилоне евреям вернуться в Иудею и восстановить город и Храм. Так события, ставшие для многих народов концом привычного порядка вещей и временем серьёзных испытаний, станут для народа Божия днём торжества и исполнения заветной мечты о возвращении на землю отцов.