Мысли вслух. Католический лекционарий.

Мысли вслух на 1 Кор 10:14-22

Возвращаясь к теме идоложертвенной пищи, Павел теперь смотрит на ситуацию с точки зрения того, чем является хлебопреломление для жителей Царства, а значит, и для Церкви. Апостол, разумеется, прекрасно понимает, что речь идёт не просто о символе. Значение хлебопреломления для него заключается не в том, что для участия в священной трапезе за одним столом собираются единомышленники или единоверцы. Хлебопреломление — не демонстрация своих взглядов или своей веры, хотя верность воскресшему Христу, разумеется, предполагается как нечто само собой разумеющееся. Хлебопреломление — то, что в духовном плане делает Церковь Церковью, единым духовным телом, живущим одной жизнью с Воскресшим (ст. 16 – 17). И потому участие в языческих культах («идолослужении») для христианина недопустимо (ст. 14 – 15). Говоря так, Павел ссылается в том числе и на опыт Израиля, как народа Божия: ведь и здесь на участие в языческих культах всегда смотрели, как на отступничество (ст. 18).

И дело не в том, что эти культы вдруг сами по себе обретают некую силу (ст. 19). Дело в людях, которые предпочитают обращаться к тварным духам («бесам»), а не к Богу, сотворившему всё, включая и этих духов (ст. 20 – 21). Никакие духи не имеют власти над человеком сами по себе, но они могут получить такую власть, если человек сам обратится к ним и предпочтёт отношения с ними отношениям с Богом. А совместить одно с другим невозможно, ведь речь идёт об отношениях, которые захватывают человека целиком, так, что приходится выбирать, и выбор должен быть однозначным, чтобы не «раздражать Господа» (ст. 21 – 22). На отношения с духами апостол, как видно, смотрит так же, как и на отношения с людьми: никакой «бес» не может причинить духовного вреда человеку сам по себе, так же как не может причинить ему такого вреда ни один человек. Всё зависит лишь от отношений человека с теми, кто оказался рядом, будь это духи или люди.