Мысли вслух. Библия для начинающих.

Мысли вслух на Иер 33:1-26

Иеремия чаще других пророков говорит о довольно очевидной, хотя не до конца его современниками осмысленной, вещи: все когда-либо заключённые с Богом союзы заключены навсегда. Бог ничего не отменяет и ни от чего не отказывается. Он верен раз данным обещаниям и однажды заключённым союзам. Оно и понятно: ведь план Божий может осуществиться только так. Бог не может ставить его реализацию в зависимость от переменчивой человеческой природы — а ведь все заключённые Богом союзы и все данные Им обещания являются частью Его плана.

Но дело не только в плане Божьем как таковом. Дело прежде всего в Нём Самом. Ведь все Его планы — проявление Его воли. Его действие в сотворённом Им мире неотделимо от Его собственного существования и от осознания Им Своего бытия. Он действует в мире, да и творит мир не потому, что захотел сыграть в какую-то игру космических масштабов, а потому, что и сотворение мира, и всякое Его в нём действие — часть и проявление Его собственной жизни, которая может быть лишь такой, какая есть.

Мир, конечно, Богу не тождествен и не из Бога изливается, но само его существование имеет смысл лишь в контексте Божьей жизни. И если это относится ко всему от песчинки до человека, то тем более это верно по отношению к народу Божьему, на который у Бога особые планы. А значит, Он осуществит Свой план в любом случае. Вопрос лишь в том, кто и как в Его народе раскроет те возможности, которые имеет как принадлежащий к Его народу.

Человеческой свободы ведь никто не отменял, и быть народом Божьим — призвание к осуществлению возможности активно участвовать в осуществлении Божьего замысла о человеке и о человечестве. Возможности, которую, однако, надо реализовать и которая сама собой не раскроется. Но которая, независимо от отношения тех, кому предоставлена, остаётся у них до конца времён. Поэтому и неизменны Божьи союзы и обещания: они ведь и есть условие наличия этой самой возможности. Но гарантий они не дают. Гарантию даёт лишь «да», сказанное человеком Богу в ответ на призыв. «Да», которое придётся повторять снова и снова до конца времён.