Мысли вслух на Мф 19:16-26

Приведем слова из проповеди владыки Антония (Блума): «Сегодня Господь предостерегает нас о том, как трудно богатому войти в Царство Божие. Означает ли это, что Царство Божие открыто только обездоленному, тому, кто в материальной нужде, кто на земле лишен всего? Нет. Царство Божие открыто всякому, кто не порабощен тем, что имеет. В первой заповеди блаженства – Блаженны нищие духом, ибо тех есть Царство Небесное - нам дается ключ к сегодняшней притче: нищие духом это те, которые поняли, что они не имеют ничего, что было бы их собственностью». Богатство и нищета и богатство духом и нищета духом. Вот четыре разных понятия, о которых нам надо помнить в связи с сегодняшним фрагментом. Владыка противопоставляет богатству не нищету, а нищету духом, это очень важно понять. Но как нам расставить оставшиеся два понятия для того, чтобы сделать картину полной? Вернемся опять к тексту владыки.
«Бедность не равнозначна лишенности; бедность означает свободу от порабощения иллюзии, будто мы самобытны, будто мы творцы того, чем являемся и чем обладаем. И это значит быть свободными от порабощения тому, что нам дано, чтобы стать соработниками Божиими, быть как бы только управляющими над тем имуществом, которое Бог нам поручил.» Значит нищета именно как лишенность не противостоит богатству, как нам часто кажется, а в каком-то смысле находится на одном полюсе с ним. А на другом полюсе богатство духом и нищета духом. Вот эта близость и переливание богатства и нищеты духом друг в друга очень хорошо описывает Апостол. «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор 8:9).