Мысли вслух на Мф 4:1-11

Сорок дней не сорок лет. Но, как народу было необходимо пройти через пустыню, как Иоанн уходил в пустыню перед выходом на проповедь, так и Иисус претерпел в пустыне сорокадневный пост. Все подробности того, что происходило за это время, остались скрыты от нас, но то, что евангелисты сообщают о последних днях из этих сорока, говорит об их важности и для Самого Иисуса, и для истории нашего спасения.
Кого искуситель пытался соблазнить — человека или же вочеловечившегося Бога? Думается, он видел, Кто перед ним, и попытка воздействовать на принятую Господом человеческую сущность, со всей её ограниченностью и слабостью, стала продолжением давнего бунта сатаны против Творца. Но, проходя через трудности поста, Иисус укрепил Свою человеческую природу. Не только силой Божиего всемогущества, но и теми духовными силами, которые теперь благодаря Ему доступны людям, Он и Сам отбился от искушений, и нам показал, что устоять перед искушениями можно.
Порядок, в котором идут искушения, не случаен, они явно идут по восходящей: от элементарного обещания сытости и избавления от необходимости трудиться ради пропитания, далее через подстрекательство к совершению эффектного чуда, а завершаются обещанием власти над миром. Но тот, кто обещает власть, предлагает её в обмен на поклонение ему, то есть на признание собственной власти. Так что обещанное могущество оказывается фиктивным... Интересно, что искуситель пытается соблазнить Христа, используя фразу из Писания. Перед нами яркий, но, увы, нередкий пример не просто недобросовестного вырывания фразы из контекста. Здесь мы видим, что Писанием могут прикрываться цели не только далёкие от спасения, но и противоположные ему. Так что постараемся не ограничиваться зазубриванием цитат, но вникать в суть библейского учения.
В своём Евангелии Лука рассказывает об искушениях в другой последовательности. Видимо, это потому, что он писал для эллинов, а те уже вкусили имперского могущества, и оно их менее соблазняло. Но во все времена в разных комбинациях эти искушения вновь и вновь вставали перед людьми. Поэтому победа, одержанная над искусителем в пустыне, и сегодня важна для всех нас. Ведь мы можем опереться на помощь Христа — победителя искушений.