Мысли вслух. Трехлетний круг чтения Библии.

Мысли вслух на Мф 3:13-17

Перед самым Крещением, в ответ на попытку Иоанна удержать Его, Иисус произносит таинственные слова: «Оставь теперь, ведь так мы должны явить праведность во всей полноте» (Синодальный перевод предлагает вариант «так надлежит нам исполнить всякую правду»). Когда дело касается обычного человека, связь между очистительным омовением («крещением») и праведностью очевидна: именно очистительный ритуал, согласно традиционным иудейским представлениям евангельских времён, избавляет согрешившего от последствий совершённого им греха, конечно, лишь в том случае, когда ритуал этот сопровождается раскаянием. Но ведь Иисусу не в чем было раскаиваться и не от чего было очищаться, Его праведность всегда была полна и совершенна. Речь, очевидно, могла идти лишь о том, чтобы праведность эта, прежде скрытая от мира, теперь оказалась бы ему явленной. А связано такое явление могло и должно было быть как раз именно с тем, к чему призывал народ Иоанн, а именно с обращением. В самом деле, обращение ведь предполагает не только раскаяние в совершённых обращающимся грехах, раскаяние тут не цель, а только средство. Целью же является установление отношений с Богом, без которых ни о какой праведности не может быть и речи. Обращение же Иисуса стало не столько установлением таких отношений (у Него они были с самого начала), сколько их демонстрацией, свидетельством того, какими они должны быть и что они могут дать обратившемуся. И тогда всем, кто был свидетелем происходящего, открылось то Царство, которое Иисус принёс в мир: ведь полнота отношений между Богом и человеком и есть это Царство. Царство, ставшее доступным каждому благодаря служению и жертве Одного.